Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1814-1841
Глубокое чувство действитель-ности… богатство содержания…глубокое знание человеческого сердца и современного общества…самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершен-но новый мир искусства. В.Г. Белинский
Словарь Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний человека.Психика – совокупность душевных переживаний, душевный склад.Душевный – внутренний, психический мир человека, его сознание.Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания.Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Цель работы: Раскрыть, почему роман является психологическим;Показать его значение для развития русской литературы.
План. Социально-психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - величайшее открытие XIX века.В чем проявился психологизм романа? Психологически рассчитанный план романа; Психологический портрет героя; Психологизм взаимоотношений героя, его воздействие на людей; Психологизм природы; Психологический анализ – способ решения нравственно-философских проблем; Психология героя как социальное явление. Значение романа для развития русской литературы.
Величайшим открытием в мировой литературе XIX века стало произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый социально-психологический роман.До него был опыт психологического раскрытия личности (Гёте «Страдания юного Вертера», рассказы Мопассана, «Бедная Лиза» Карамзина, стихотворения Жуковского), но был ограничен – показан в рамках любви.
У Лермонтова психологическая глубина личности, изображение внутренней жизни человека гораздо шире. Он создал социально-психологический и философский роман.Лермонтов первым показал противоречивость человеческой души, которая «едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
В чём проявился психологизм в романе? Психологически рассчитанный план.Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий с целью шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина, то есть историю его души.На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения.
Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души). Сложный и противоречивый внутренний мир.Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться.Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах.Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века.
«Зачем я жил? Для какой цели я родился?»М.А. Врубель. 1890 год.
Психология взаимоотношений героя, его воздействия на людей (Я и общество)
Отношение Печорина к женщинам.
Психологизм природы. Ф.Д. Константинов. 1962 г.КавказПрирода воспринимается героем в связи с его настроением.
Психологический анализ – способ решения нравственно-философских проблем. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее…»Д.А. Шмаринов. 1941г.
Психология героя как социальное явление.В.Г. Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Иллюстрации М.А. Врубеля и К.А. Савицкого.
Значение романа для русской литературы. За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие.
Значение романа для русской литературы. Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.