Антон Павлович Чехов
Заслоненный на время титаническими фигурами Достоевского и Льва Толстого, скромный Антон Павлович Чехов (1860-1904) все равно приковывает к себе наше внимание. Нисколько не умаляя значения Толстого, Достоевского, Гончарова и Тургенева, заметим, что положение Чехова в нашей литературе поистине уникально. Ведь он пришел в нее после всех этих титанов и, в сущности, был одинок, как бы отделен от них, и даже от стоявшего рядом Толстого, неким пространством. Эта дистанция была для писателя весьма ощутимой реальностью. Потом это повторилось с Горьким, Буниным, Куприным, писателями-символистами. Никто не мог протянуть Чехову руку, понять, помочь в его уединенной литературной работе. Поэтому пришлось ему самому стать целой литературой, чтобы в новую историческую эпоху быть достойным наследником великих писателей — творцов русского классического реализма.
"Надо, чтобы за дверью каждого счастливого, довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда-болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, и как он не видит и не слышит других. Но человечка с молоточком нет, счастливый так и живет себе и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер с спину, -и все обстоит благополучно"... Чехов был таким писателем «с молоточком», напоминал человеку о других людях и реальной жизни.
А.П. Чехов однажды заметил: "За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные ..". Как было бы просто, если можно было бы этим ограничиться. Постучал в молоточек... И сбежались люди исправлять беду. Молоточек это лишь начало. ... Дальше работа. Трудная, непризнанная, не поддерживаемая государством, требующая не только профессионализма, но особых человеческих качеств. Работа во имя таланта, идеи. Реальная помощь жертве произвола, инвалиду, осужденному, старику, ребенку, многодетной матери. Работа во имя ЧЕЛОВЕКА, которая называется благотворительностью, и которая так не похожа на свой исторический прототип.....
Всё творчество Чехова – есть призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Принципиальные друзья писателя в один голос отмечали внутреннюю свободу как главный признак его характера. М.Горький говорил Чехову: «Вы, кажется, первый свободный и ничему не поклоняющийся человек, которого я видел». Но и второстепенный беллетрист, знакомый Чехова, писал ему: «Между нами Вы – единственно вольный и свободный человек, и душой, и умом, и телом вольный казак. Мы же все в рутине скованы, не вырвемся из ига».
“Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней. Никто до него не умел так беспощадно, правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины” — так охарактеризовал творчество А.П.Чехова Максим Горький.Большинство своих повестей и рассказов А.П.Чехов посвящает изображению “футлярной жизни” и людей, которые примирились со своим мещанством, пошлостью и привыкли жить в постоянном страхе перед многообразием жизни. В конце 90-х годов А.П.Чехов создает так называемую “маленькую трилогию”, объединившую три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. Чехов пытался заставить людей ЖИТЬ своей жизнью, любить окружающих и быть любимыми. За это Чехова и прозвали «человеком с молоточком».