Использование элементов театрального искусства на уроках литературного чтения Программа Занкова
Мудрые мысли «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества". В.Сухомлинский«Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не станут жить». А.Грин
Зачем нужен театр на уроке? Ребенок, получивший в свой жизненный багаж, умение представлять мир в образах, сам отделит ценное от сорного.Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо.
Театр - искусство коллективное. Каждый труд радует, если в нем есть элемент творчества; и, естественно, что именно художественная деятельность более всего обладает таким качеством.
Мудрые мысли «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно-образованным человеком» К.Маркс«Живое слово делает чудеса» Н.Бурденко«У искусства есть враг: имя ему – невежество» Б.Джонсон
Моя задача Развить эмоциональную сферу и коммуникативные навыки ребенка , уметь четко и доходчиво выражать свою мысль, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, умение владеть своим вниманием, фантазией, бережно относиться к окружающему миру.
Технические умения 1 умениеУпражнение- “Тренировочно -речевая осанка” Упражнение “Свеча” 2 умение“Говорим четко, внятно, чтобы было всем понятно”.
3-е умение. Интонация состоит из следующих элементов: мелодики (повышение или понижение голоса)логического ударения;паузы;темпа речи;основного тона высказывания;ритма, мимики и жестов.
Мелодика – повышение или понижение тона голоса Упражнение: Он пришел. (Чтение ровным голосом)Он пришел? (Чтение умеренно – повышенным голосом)Снег пошел! ( Чтение повышенным голосом)
Логическое ударение Упражнение: на пословицах ( выделяем голосом подчеркнутые слова)Кто хочет много знать – тому надо мало спать! Кто хочет много знать – тому надо мало спать!
Пауза – это временная остановка в звучании голоса. А) физиологическая или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух;Б) синтаксические паузы – связаны с синтаксической структурой предложения. Синтаксические паузы соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью:
Темп речи это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает разный и зависит от содержания, смысла высказывания. темп: медленный, замедленный, средний с ускорением, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный
Упражнение 1 Проговаривать скороговорки сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.Тридцать три вагона в рядТараторят, тараторят, тараторят, дребезжат.
Тон – это эмоциональная окраска голоса Тон: убеждающий, уверенный, приказывающий, просительный, радостный, грустный, суровый, ласковыйУпражнение: 1. Произнеси по разному междометие О! (Удивленно, радостно, недовольно,испуганно, восторженно, нежно, вопросительно)Да! (Задумчиво, дерзко, иронически)
Упражнение 2. Прочитай любую скороговорку разным тоном. От топота копыт пыль по полу летит.а) радостно, восторженно(“Как красиво мчатся кони!”) б) раздраженно, недовольно (Фу, как напылили.)
Упражнение 3. Чтение маленьких стихотворений Сказала тетя : Фу, футбол! (с пренебрежением)Сказала мама :- Фу, футбол! ( с отвращением)Сестра сказала : Ну, футбол! ( разочарованно)А я ответил : Во, футбол! (восторженно)
Упражнение 4. Нахождение опорных слов, характеризующих персонаж. (Таинственным, интригующим голосом).Я тебеОткрою тайну,НикомуНе говори!Если рано ты проснёшься,если встанешь до зари,Если тихо выпьешь чаю,Если выйдешь из дверей…
Мимика – выражение лица радость (Белка очень весела, белый гриб она нашла.);грусть (Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.);улыбка (Ваня, Ваня – простота купил лошадь без хвостаСел задом наперед и поехал в огород.);печаль (Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил!)
Каталог жестов: Ритмические ;указательные ;изобразительные : жест высоты – высокий , низкий;символические (типа “Идет коза рогатая),эмоциональные - выражающие состояния и чувства ,жесты сочувствия – согласия, несогласия);этикетные .
Практика Пришиваем пуговицуНа урокеДомаВ походеНа улице
Чтение друг другу считалок, используя ритмические жесты. Бегал заяц по болоту,Он искал себе работу,Да работы не нашел,Сам заплакал и пошел.
Разучивание стишков, используя различные жесты и мимику. Няня на ночь Нину мылаНина мыла не любилаНо не ныла Нина,Нина – молодчина
Формирование у детей понятия о жестах и мимике как средствах выразительности устной речи. 1) Читали небольшие рассказы, басни, отрывки из сказок, разыгрывали эти отрывки.2) Читали по ролям.3) Инсценировали сказки, где ребята сами изготавливали костюмы героев и действия этих героев оживляли.
Памятка 1) Прочитай текст внимательно. Определи, о ком и о чем говорится в тексте, какие чувства, настроение и переживание у героев и автора.2) Расскажи, как ты относишься к событиям, героям, описаниям картин ? 3) Мысленно представь себе их (или нарисуй).4) Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять.
Памятка 5) Продумай и выбери интонацию - средства : тон , темп чтения, логическое ударение.6). Прочитай сначала текст вслух для себя. Попробуй оживить героев, используя жесты и мимику.7). Прочитай тест выразительно маме, папе, другу, сестре.
Мудрые мысли «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» А.Макаренко«Воспитатель сам должен быть воспитан». К.Маркс«Слишком много в мире людей которым никто не помог пробудиться». А.Сент-Экзюпери
Спасибо за внимание! «Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…» Н.Некрасов
Успехов в работе!