«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. В современной жизни понятие преемственности трактуется ещё шире - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития. Поэтому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Работа психологом в школе и детском саду вывели на проблему, стоящую перед образовательными учреждениями нашей страны: проблему преемственности между дошкольным и начальным образованием. С каждым годом снижается по ряду причин численность детей, посещающих дошкольные учреждения, что приводит к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению в школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Работа психологом в школе и детском саду вывели на проблему, стоящую перед образовательными учреждениями нашей страны: проблему преемственности между дошкольным и начальным образованием. С каждым годом снижается по ряду причин численность детей, посещающих дошкольные учреждения, что приводит к возникновению трудностей и проблем при их подготовке к обучению в школе. Семейное воспитание не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования.
Методическая работа предполагает посещение учителями занятий в подготовительных группах детских садов, беседы с воспитателями, обсуждения насущных проблем работу педагога-психолога. Методическая работа предполагает посещение учителями занятий в подготовительных группах детских садов, беседы с воспитателями, обсуждения насущных проблем работу педагога-психолога. Работа с родителями предусматривает родительские собрания для родителей будущих первоклассников собрания в начале,середине и в конце учебного года(октябрь,февраль,май) с беседами о подготовке ребёнка к школе, с информацией о том, как готовить детей к школе, не навредив его здоровью, о требованиях, которые будут предъявлены школой, анкетированием родителей c целью проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка. Наглядный материал (памятки,презентации,информация на сайте педагога-психолога http://psiholog1402.ucoz.ru/), индивидуальное консультации педагога-психолога. В работе с детьми традиционной формой знакомства будущих первоклассников с учебным учреждением, являются беседы о школе и школьной жизни, экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, и показ кукольного спектакля. Групповые занятия Н.Ю.Кружаева И.А.Козлова «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ».Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Адаптация первоклассников - Экскурсии в школу; - До начала обучения определить Диагностика готовности к школе; «группу риска»; Развивающие занятия по подготовке - Состояние здоровья детей к школе; - Индивидуальные особенности - Консультации для воспитателей развития (темперамент, интеллект, - Консультации для родителей: память, внимание, восприятие и т.д.) («Как выбрать школу для своего ребенка?» «Как узнать, готов ли ребенок к школе», «Портфель для первоклассника», «Советы врача родителям для первоклассника», «Последние дни перед школой», «1 сентября», «Практические рекомендации родителям по Адаптации первоклассников»)
Инструктивно - методические рекомендации по организации приема в первый класс. Инструктивно - методические рекомендации по организации приема в первый класс. 1 .Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет б месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет. В соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2 1178-02», утвержденными Минздравом России от 28.04.2002 № 44 и зарегистрированными Минюстом России 05.12.2002 № 3997, обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить с соблюдением всех гигиенических требований организации пребывания детей шестилетнего возраста. 2. Все дети, достигшие возраста 6 лет 6 месяцев, зачисляются в первый класс независимо от уровня их подготовки. При приеме детей в первые классы государственных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний в форме экзаменов, тестов, конкурсов и т. п., направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся. З. В соответствии со статьей 5, п.З Закона РФ «Об образовании» каждому обучающемуся гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Любое взымание денежных средств с родителей (их законных представителей) при приеме детей в первый класс недопустимо. . 4. Администрация школы может отказать родителям ( в том числе проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Во всех остальных случаях отказывать родителям в приеме их детей в школу не разрешается.
Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали". Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …" Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
Советы мамочке Советы мамочке Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что–нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится. Не мучайтесь, если что не можете сделать для своего ребёнка, но мучайтесь, если можете, но не делаете. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте чужому ребёнку то, что не хотели бы, чтобы другие сделали вашему. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!