Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе школы VIII вида
У детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью:очень низкий уровень развития арифметических навыков;нет осознанного понимания числового ряда; владение даже простейшими счётными операциями только на конкретном материале; при пересчёте предметов -не могут назвать итогового числа;не удерживают в памяти инструкцию; помощь не эффективна.
Дети младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью:могут пересчитать предметы в пределах 3-10; при случайном расположение предметов им необходима организующая помощь; большинство детей испытывают трудности при воспроизведении числового ряда до заданного числа, особенно в обратном порядке;трудны счётные операции с переходом через разряд;
особые проблемы возникают при решении арифметических задач; не удерживают в памяти задачи; не контролируют ход решения и не умеют проверить правильность решения.
Наибольшие трудности в понимании текста и овладение навыками чтения наблюдаются у детей с выраженной умственной отсталостью:даже к 7-8 годам они не могут запомнить буквы; затрудняются объяснить знакомые слова и соотнести их с картинкой.
Дети с легкой умственной отсталостью:к 7-8 годам могут усвоить алфавит при специальном обучении, но для них сложно научиться сливать буквы и слоги; их чтение долгое время остаётся побуквенным; не достаточно понимают прочитанное; не могут пересказать текст в необходимой последовательности; не доступно понимание скрытых причинных зависимостей.
Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями:к 7-8 годам не могут научиться писать; не понимают цели заданий; отмечается грубое недоразвитие моторики и общей координации движений; имеющиеся пространственные нарушения затрудняют выполнение даже элементарных заданий (ориентировка в тетради).
Дети с легкой умственной отсталостью:испытывают значительные трудности в овладении письмом;не могут выделить клетку, не соблюдают строку; не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально; предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам; испытывают трудности в звуковом анализе слова; не всегда различают начало и конец предложения;
- затрудняются понимать правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Но несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей имеются предпосылки для усвоения учебного материала по специальным (коррекционным) программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.