Приемы рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Выбор карточки
Синий- спокойствие, удовлетворенность Красный- агрессивность, активность Желтый – любознательность Фиолетовый – стресс, тревожность Серый – огорчение Черный- унылое настроение, протест Цветовая интерпретация
Букет настроения
Эмоционально- художественная рефлексия
Маятник настроения
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения. Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели. Метод «Острова»
Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Грусти О-в Ожидания О-в Тревоги О-в Неопределенности О-в Недоумения О-в Радости О-в Наслаждения О-в.Удовольствия О-в Просветления
Рефлексия содержания учебного материала
Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что… Я думаю, мне удалось… Прием незаконченного предложения.
синквейн
Прием ПОПС-формула П-позиция О- объяснение П- пример С- суждение
П- я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежна О- потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества П- я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню экономического развития С- исходя из этого я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение для России
Прием составления маркированной таблицы ЗУХ З Знаю У Узнаю Х Хочу узнать подробнее
1 этап-создание банка идей, возможное решение проблемы. 2 этап- коллективное обсуждение идей и предложений. 3 этап- выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Прием «Учебный мозговой штурм»
Свободное письмо на заданную тему, в котором проявляется самостоятельность, индивидуальность, дискуссионность, оригинальность. Прием «Написание эссе»
Прием «кластер»
Напишите СМС сообщение 16 слов Кому _________________________ От кого _______________________ Текст СМС _______________________________________________________________________________________________________________ Прием «Телеграмма» или SMS
Метод «Плюс-минус-интересно» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно
Рефлексия деятельности
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. «Лестница успеха»
Здесь написаны только местоимения: он, она, я , один, они, со мной. В предложении местоимения бывают только подлежащими. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим Местоимения изменяются по падежам и числам Прием верные и неверные утверждения
Техника «Рефлексивная мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.