Архитектура и градостроительство абсолютистской Франции Лекция 6.
Организация архитектурно-строительной деятельности во Франции XVII ст. Градостроительные идеи столетия. Создание военных поселений, реконструкция исторически сложившихся городов. Париж. Типологические изменения в архитектуре дворцовых сооружений. Образование новых типов зданий: городской отель. Тенденции стилеобразования во французской архитектуре XVII в. Ж. Лемерсье, Ф. Мансар, Ж. Ардуен-Мансар, Л. Лево, К. Перро, А. Ленотр. Архитектура времен Людовика IV: дворцы и парковый ансамбль в Версале Архитектура и градостроительство абсолютистской Франции
Организация архитектурно-строительной деятельности во Франции XVII ст. Художественная политика королевской власти была направлена на централизацию деятельности различных мастеров. Эти тенденции усиливаются с начала самостоятельного правления Людовика XIV. Организуются художественные Академии. Академия живописи и скульптуры (1648, получила новые статуты в 1664) и Академия архитектуры (1671) контролировали всю художественную жизнь Франции, способствуя почти повсеместному торжеству придворного направления. Первый министр Франции – кардинал Джулио Мазарини — основатель «l’Académie de peinture et de sculpture» (Академия живописи и скульптуры) Жан-Батист Кольбер, главный интендант королевских построек, изящных искусств и фабрик; основал «l’Académie d’architecture».
1 , 2. Четырех- и 12-угольные формы городов Пьетро Катанео, XVI век. 3. Укрепления морского порта и крепость. Пьетро Катанео. 1554. 4. Пальма Нова — идеальный город барокко, 1593 - 1595. 5. Идеальный город-крепость — аноним, около 1600. 6. Крепость Маннгейм. План. 1622. 8. Томмазо Кампанелла. Город Солнца. 1602. 1 2 3 4 5 6 Градостроительные идеи столетия 7, 9,10. Жак Перре. Идеальные города-крепости. 1601. 11. Идеальный город Саарлуи, нач. XVII в. 8 9 10 11 7
Создание военных поселений Чтобы укрепить новые границы Франции Вобан строит города-крепости Лонгви, Саарлуи, Хунинг, Нёф-Бризаш и многие другие, которые подобно городу Перре трактуются как мощные крепости. Себастьян Ле Претр де Вобан, 1633 – 1707. Выдающийся военный инженер, маршал Франции, писатель-экономист. Лонгви. План. 1679. Лилль «Северная цитадель».
Первый этап развития французского планировочного искусства XVI и нач. XVII в. Идеальная схема — круг и квадрат. Как и в итальянских городах, середину города занимает главная площадь, от которой веером разбегаются улицы. Стратегические соображения обусловили компактный план с экономным внешним периметром. По принципу идеальных городов строятся новые пограничные крепости, — Анришмон, Саарлуи и др., а в окрестностях столицы — загородные королевские резиденции. Анришмон. Нач. XVII в. Жак Лемерсье. Город Ришелье. Нач. XVII в. План. Современный вид.
В конце XVII в. ренессансный план с концентрическими артериями вытесняет схема деления города на квадраты. Нёф-Бризаш. 1702. Деревянный макет города. Город Рошфор. План. 1693.
Париж. План Мерриана. 1615. Реконструкция исторически сложившихся городов
Клод Шатийон. Королевская площадь (Вогезов). Париж. 1612. Фрагмент плана Тюрго. Гравюра 1734-1739. Конный памятник Людовику XIII, 1639.
Клод Шатийон. Королевская площадь (площадь Вогезов). Париж. 1612.
Париж. Сена и западная оконечность о. Сите с площадью Дофина и Новым мостом (фрагмент плана Тюрго, гравюра 1734—1739 гг.). Площадь Дофина. 1607. Париж
Ардуэн-Мансар, Жюль. Вандомская площадь (площадь Людовика XIV). 1699 - 1701.
Ардуэн-Мансар, Жюль. Вандомская площадь (площадь Людовика XIV). 1699 - 1701.
Андре Ленотр. Площадь Армии. Версаль. 1669. Общий вид. План. Клод Шатийон. Проект площади Франции. Париж. 1589 -1610. Площадь Армии.
1. Рошфор. Дворец Тюильри. Париж. 1564-1870. 2. Жак Лемерсье. Город Ришелье. План. 1631-1634. 3. Луи Лево. Версальский дворец. Версаль. 1686. Новый этап развития планировочных идей XVII в. — применение планировочной оси. При сооружении Версаля (60-е гг. XVII ст.) впервые была применена композиционная ось в сочетании с лучевым расположением улиц, созданном в Риме эпохи барокко.
Версаль. Гравюра И. Сильвестра. Сады Тюильри. Гравюра И. Сильвестра. 1690. Западные окраины Парижа по плану 1777 г. Л. Брюан, Ж. Ардуен-Мансар. Отель Дом Инвалидов. Париж. 1670-1677.
Жюль Ардуен-Мансар. Площадь Побед. Париж. 1686.
Сравнение больших планировочных осей Рима, Версаля и Парижа.
Ансамбль центральных площадей Нанси по проекту Эре де Корни. Нанси. 1752 — 1755. Генеральный план ансамбля. Площадь перед дворцом правительства. Эре де Корни. Главный фасад Королевской площади в Нанси. 1752-1755.
А.-Ж. Габриель. Площадь Людовика XV, (ныне площадь Согласия). Париж. 1753 — 1775. А.-Ж. Габриель. Проект площади Людовика XV. Париж. 1753 — 1775.
Типологические изменения в архитектуре дворцовых сооружений. Соломон де Бросс. Люксембургский дворец. Париж. Нач. в 1614.
Соломон де Бросс. Люксембургский дворец. Париж. Нач. в 1614.
Соломон де Бросс. Люксембургский дворец. Париж. Нач. в 1614.
Франсуа Мансар. Покои Гастона Орлеанского в замке Блуа. Блуа. 1635 -1638.
Франсуа Мансар. Покои Гастона Орлеанского в замке Блуа. Блуа. 1635 -1638.
Франсуа Мансар. Шато Мезон (Мезон-Лаффит). Ок. Парижа. 1642-1650.
Франсуа Мансар. Шато Мезон (Мезон-Лаффит). Ок. Парижа. 1642-1650.
Франсуа Мансар. Шато Мезон (Мезон-Лаффит). Ок. Парижа. 1642-1650.
Франсуа Мансар. Шато Мезон (Мезон-Лаффит). Ок. Парижа. 1642-1650.
Франсуа Мансар. Шато Мезон (Мезон-Лаффит). Ок. Парижа. 1642-1650. Вестибюль.
Во-ле-Виконт (Иль-де-Франс) Луи Лево, Андре Ленотр. Во-ле-Виконт. 1656—1661.
В Во-ле-Виконт — дворец министра Фуке, где Лево, Лебрен и Ленотр, разработали новые архитектурные концепции. Отличительные черты этого проекта — погруженность резиденции в природное окружение и расположение ее между «садом и двором». Луи Лево, Андре Ленотр. Во-ле-Виконт 1656—1661. Общий вид. План комплекса.
Луи Лево, Андре Ленотр. Во-ле-Виконт 1656—1661.
Луи Лево, Андре Ленотр. Во-ле-Виконт 1656—1661. Парковый фасад. Луи Лево, Андре Ленотр. Во-ле-Виконт 1656 -1661. Овальный салон. Луи Лево, Андре Ленотр. Во-ле-Виконт 1656—1661. Парк.
Образование новых типов зданий: городской отель. Отель Карнавале. Париж. 1548 — 1560. Перестроен Ф. Мансаром.
Построен Пьером Леско в 1548-1560 гг. В сер. XVII в. перестроен Франсуа Мансаром. Франсуа Мансар добавил этаж по фасаду и над боковыми галереями, и особняк приобрел современный вид. Пьер Леско. Отель Карнавале. Париж. 1548-1560. Перестроен Ф. Мансаром.
Отель Сюлли, 1625 г., образец стиля Людовика XIII, назван по имени его владельца, бывшего министра Генриха IV. Дворовый фасад имеет богатый скульптурный декор люкарн, украшен аллегорическими фигурами четырех времен года и четырех основных стихий. Жан Ардуен Дюсерсо. Отель Сюлли. Париж. 1624 — 1629.
Жан Ардуен Дюсерсо. Отель Сюлли. 1624 — 1629 гг.
Луи Лево. Отель Ламбер. Париж. Нач. 1640.
Луи ЛеВо. Отель Ламбер. Париж. Нач. 1640. План второго этажа Ф. Блондель. Двор. Разрез. План.
Тенденции стилеобразования во французской архитектуре XVII в. В развитии барокко и рококо во Франции обычно различают четыре периода: раннее барокко («стиль Людовика XIII»), сохраняющее еще свое значение во время несовершеннолетия Людовика XIV, приходится на период от 1625 до 1643 гг.; развитое барокко («стиль Людовика XIV») — от 1643 до1715 г.; раннее рококо («стиль регентства») — от 1715 до 1723 г.; его окраска удерживается, примерно, до 1735 г.; развитое рококо («стиль Людовика XV») — от 1723 (1735) до 1750 г.
Первый важный памятник культовой архитектуры французского барокко. Построен в манере XVI ст. Сочетает в себе элементы французской дворцовой архитектуры, развивавшейся во многом под влиянием маньеристического решения фасада Шато д'Ане, (Ф. Делорм), и отдельные детали раннего римского барокко. Ярусное расположение разнообразных декоративных мотивов впоследствии стало отличительной чертой французского храмового строительства Раннее барокко Саломон де Босс, или Метезо Клемен. Церковь Сен-Жерве. Париж. 1616 – 1621.
Жан Лемерсье Жан Лемерсье. 1585—1654. Жан Лемерсье. Оратория Лувра. Париж. 1621 — 1630. С 1639 «Первый архитектор короля». Архитектурное оформление обнаруживает сильное влияние итальянских форм. Традиции ренессанса соединяются с характерными чертами классицизма и итальянского барокко. Специфически французский художественный вкус обнаруживается в привязанности к павильону, к высокой крыше над каждой отдельной частью постройки и в утончении расчленений и всех деталей.
Жан Лемерсье. Западный корпус с «Павильоном часов». Лувр. Париж. С 1624. Жан Лемерсье. Дворец Ришельё (Пале Кардиналь), т. н. Пале-Руайяль, Париж. 1629—1636. Жан Лемерсье. «Павильон часов». Фрагмент фасада. Скульптор Жак Сарразен. Мрамор. 1636.
Церковь Сорбонны. Париж. Западный фасад. Начат в 1629. Ж. Лемерсье. Двор и церковь Сорбонны. Париж. 1635—1654.
Ф. Мансар, Ж. Лемерсье, Г. Ледюк. Монастырь и церковь Валь-де-Грас. Париж. 1645—1710.
Франсуа Мансар Учился у С. де Броса. Переработав традиции французского и отчасти итальянского ренессанса заложил основы классицизма 17 века. В своих работах стремился выявить архитектуру в ее собственном значении, независимом от украшающих пластических придатков. Сочетает пластическое богатство декора фасадов (с элементами барокко) с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Ф. Мансар. Церковь Санта Мария де ла Визитасьон. Париж. 1628. Мансар (Mansart) Франсуа, 1598-1666.
Мансарда. По чертежу Ф. Мансара. Ф. Мансар. Покои Гастона Орлеанского в замке Блуа. Блуа. 1635 -1638. Ф. Мансар. Шато Мезон (Мезон-Лаффит). Ок. Парижа. 1642-1650.
Лувр. Париж. Общий вид. Строительства Лувра.
Дворец Лувр. Париж. План Генриха IV. Первый проект, 1599, (рисунок), Музей Фонтенбло. Дворец Лувр. Париж. План Генриха IV. Второй проект, 1603. Национальная библиотека.
Этапы строительства Лувра.
Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1664. Ф. Мансар. Проект Восточного крыла Лувра. 1664.
Шарль Лебрен. Лувр. Париж. Восточное крыло центрального павильона. 1664. Ф. Мансар. Проект Восточного крыла Лувра. 1664.
Л. Бернини. Первый проект Лувра. Париж. Фасад. План первого этажа. 1664. Л. Бернини. Второй проект Лувра. Париж. 1665.
Л. Бернини. Третий проект Лувра. Париж. 1665. План первого этажа. Гравюра Ж. Маро. Восточный фасад. Западный фасад. Разрез.
Л. Бернини. Четвертый проект Лувра. Париж. 1666. Восточный фасад. План. Луи Лево. Проект Восточного фасада Лувра. 1667. Луи Лево. Проект колонады Лувра. 1667.
Клод Перро, Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1667-1670. Восточный фасад. Колоннада восточного фасада.
Клод Перро, Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1667-1670. Проект восточного фасада. Строительство восточного фасада. Восточный фасад.
Классицизм Основные принципы нового стиля воплощены в «Колоннаде» Перро: ордер как тектоническая основа сооружения и как средство его ритмической организации, рациональная простота композиции, четкость линий, логическое членение объема, гармоническое равновесие частей. В архитектуре фасада, в соотношении его элементов и форм господствует строгий математический расчет. Клод Перро (1613—1688) Клод Перро, Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1667-1670. Восточный фасад.
Клод Перро, Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1667-1670. Восточный фасад.
Клод Перро, Луи Лево. Дворец Лувр. Париж. 1667-1670. Восточный фасад и ров.
Жюль Ардуэн Мансар Очищение от чрезмерной полноты форм от излишних придатков, смягчение беспокойных по характеру линий. Господство прямой линии в обрамлениях. Конструктивные части получили более легкое оформление, лишь в небольшой мере рассчитанное на действие масс. В остальном Мансар охотно применял большой ордер и вообще средства крупного масштаба. Жюль Ардуэн Мансар. 1646 — 1708.
Жюль Ардуэн Мансар. Собор Дома Инвалидов. Париж. 1680-1691.
Л. Брюан, Ж. Ардуэн Мансар. Дома Инвалидов. Париж. 1670-1677, 1680-1691.
Жюль Ардуэн Мансар. Собор Дома Инвалидов. Париж. 1680-1691. План. Разрез.
Жюль Ардуэн Мансар. Собор Дома Инвалидов. Париж. 1680-1691. Интерьер. Купол.
Архитектура времен Людовика IV: дворцы и парковый ансамбль в Версале
Мраморный двор предваряют Двор министром и Королевский двор, последовательно направляющие к входу. Королевский двор формируют северное (1684—1689) и южное (1678—1681) крылья дворца; этими постройками Мансар дополнил трехъярусное ядро дворца, окружающее первоначальный Мраморный двор. Королевский двор, расположен несколько выше Мраморного; воссоздан в 1980 году. Версальский дворец. Общий вид. Мраморный двор. Королевский двор. Двор Министров.
Широкомасштабная перестройка маленького охотничьего замка Людовика XIII (арх. Филибер Лерой, 1623) началась в 1631 году, комплекс был расширен и получил П-образный план. С 1668 года в работах участвуют Лево, Лебрен и Ленотр. Версальский дворец в 1675 г. Версальский дворец в 1668 г. Первыми шагами должны были стать определенные структуры ядра здания, которое теперь открывалось в сад широкой террасой, затем утверждение общего плана и, наконец, закладка обширного парка.
Луи Лево. Версальский дворец. Версаль. Мраморный двор. 1624-1669. Первоначальный план, созданный при участии Людовика XIV. 1667. Фрагмент фасада.
Ж. Ардуен-Мансар, Ш. Лебрен. Спальня Людовика XIV. 1679-1683. Реконструкция.
Версальский дворец. Версаль. Центральное ядро. Общий вид. План второго этажа.
Луи Лево, Жюль Ардуен-Мансар. Садовый фасад, вид с запада. 1661-1670.
Зеркальная галерея, примыкающие к ней приемные и Салоны Войны и Мира образуют анфиладу «больших апартаментов» связанных с садом. В ансамбле Зеркальной галереи художественное мастерство объединилось с многообразием сюжетных мотивов, в том числе обширным аллегорическим циклом, посвященным истории Франции со времени заключения мира в Нимегене. Зеркальная галерея. Проект Ф. Мансара, интерьер Ш. Лебрена. Завершена в 1687. Зеркальная галерея. Проект Ф. Мансара, интерьер Ш. Лебрена. Завершена в 1687.
Шарль де ла Фосс. Салон Аполлона. 1669. Большие апартаменты
Ж. Ардуен-Мансар, Ш. Лебрен. Посольская лестница. После 1678. Ш. Лебрен, Ж. Ардуен-Мансар, скульптор Куазево. Салон Войны. После 1678. Шарль Лебрен, Жюль Ардуен-Мансар. Салон Мира. После 1678.
Дворцовая капелла. Начата А.-Мансаром в 1699 г. Завершенная в 1710 г. Робером де Коттом. Окруженная галереей церковь совмещает средневековые и барочный мотивы, а общей схемой напоминает Сен-Шапель. Ж. Ардуэн-Мансар и Р. де Кот. Дворцовая капелла. 1698-1700. Фрагмент инерьера. Часовня Сент-Шапель. Париж. 1243 - 1248. Интерьер. Роскошное убранство, яркое освещение и намеренный контраст между светом, камнем стен и синим фоном фресок (Антуан Куапель) предвосхищают эстетику последующих нескольких десятилетий.
А. Ленотр. Бассеин Аполлона и Зеленый Ковер. Вид на Большой дворец.
Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар. Версальский дворец. 1661-1670. Парковый фасад. Южный партер. А. Ленотр. Бассеин Латоны. 1678-1689. А. Ленотр. Фонтан Аполлона.
Франсуа Жирардон. Аполлон и нимфы. Мрамор. 1666 -1672.
Большой Трианон Ардуэн-Мансар. Большой Трианон. Версаль. 1687—1688. Фарфоровый Трианон
Ардуэн-Мансар. Большой Трианон 1687—1688.
Литература: Гартман К.О. История архитектуры. Т.2. ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1938. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. Москва, Стройиздат, 1989. Аркин Д.Е. Париж. Архитектурные ансамбли города. М.,1937. Брунов Н.И. Дворцы Франции ХVII и XVIII веков. М.,1938. Виоле ле Дюк. Беседы об архитектуре. Том 1. Москва, издательство всесоюзной академии архитектуры. 1937. Алпатов М.З. Архитектура ансамбля Версаля. М.,1940. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л.,1982. Цирес А.Г. Искусство Архитектуры. 1946.
Клод Перро. Обсерватория. Париж. 1667-1682. Общий вид. План и боковой фасад. Перро (Perrault) Клод (около 1613 - 1688), французский архитектор. Брат Ш. Перро. Врач по образованию, занимался математикой, физикой, техникой и археологией. Среди его архитектурных произведений наиболее значительны работы в Лувре, знаменующие вершину раннего французского классицизма [из проектов П. были осуществлены главный (восточный) и более скромный южный фасады]. Композиция парадного восточного фасада Лувра (1667—74) подчинена строгому, крупномасштабному ритму парных коринфских колонн. Из теоретических работ П. выделяется перевод Витрувия (1673), долгое время считавшийся самым лучшим.