Педагогическая дифференциация ЗПР от умственной отсталости в условиях общеобразовательного учреждения Областной центр диагностики и консультирования
Основные параметры наблюдения Внешний видПоведенческие реакцииПознавательный интересРазвитие когнитивной сферыОбучаемостьОсобенности эмоционально-личностного развития
Внешний видУО Возможно наличие внешних стигмов. Ребенок может держаться без дистанции. Бывает эйфоричным или дисфоричным ЗПР Если это гармонический инфантилизм, то выглядит младше паспортного возраста. Часты признаки соматических заболеваний, истощаемость, астеничность
Поведенческие реакцииУОНа бытовом уровне могут быть адекватны (любят дежурить, делать уборку), но к результатам своей деятельности относятся не критичноЗПРПоведенческие реакции могут быть неадекватными, но отношение к ситуации более критично и негативное поведение носит защитный, вторичный характер
Познавательный интересУО Отсутствует или крайне низок. Чаще стремятся действовать по образцу, интереса к новым видам или формам деятельности не проявляют. ЗПРПроявляют познавательный интерес. Больше мотивированы на деятельность
Развитие когнитивной сферыТотальное недоразвитие высших психических функций: памяти, внимания, конструктив-ного праксиса. При ЗПР (гармонический инфантилизм) – развитие ребёнка соответствует норме ребёнка более младшего возраста. В случае парциального недоразвития картина нарушений мозаична
ОбучаемостьУО Низкий уровень обучаемости: с трудом принимают и используют помощь, низкий темп усвоения материала. Не могут использовать полученные знания в новой ситуацииЗПР Уровень обучаемости может быть крайне низок, но более активно используют помощь. Более высокий темп усвоения материала, выражена возможность использования полученных знаний в новой ситуации
Особенности эмоционально-личностного развитияУО Дети часто зависимы, не самостоятельны. Эмоциональные реакции элементарны, не способны понимать и адекватно реагировать на чувства других людейЗПР Способны к адекватному эмоциональному реагированию, но возможны различные варианты отклоняющегося поведения, которые носят защитный характер