Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика Арбузова Л.А., учитель иностранного языка МОУ СОШ №12 г.Новоалександровска
«…не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»П.Ф.Каптерев
Задачи обучения английскому языку Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков. Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки. Расширять применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни. Развивать навык самостоятельной работы учащихся. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. Проводить работу с одаренными детьми. Развивать у обучающихся навык рефлексии.
Виды портфолио:“папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи;рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика; проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции; тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Цели создания и ведения портфолиоотмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми;исследовать собственное развитие в течение определённого времени ;учить учащихся оценивать себя;ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем;развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы;развивать письменные навыки; обеспечивать преемственность в процессе обучения; узнать что-то новое и улучшить свои профессиональные умения.
Содержание портфолиоТитульный лист СодержаниеЦель изучения английского языка и создания портфолиоПисьменные работы, характеризующие процесс обучения Сочинения РисункиПисьменные творческие работы Листы оценкиЛисты самооценки.
“My Language Portfolio”Introduction My portrait What I know and can do in EnglishGetting better My dossier
I KnowPersonal informationSchool subjectsSummer holidaysPresent SimplePast SimpleFuture SimpleThere is/there arePlural of nounsI canGiving /getting personal informationTalking about schoolTalking about holidays
Наши выводы Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей. Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся. "Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую. "Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»А.Дистервег