Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением технологии» села Калиновского Александровского района Ставропольского края Из опыта работы по теме:«Организация социально значимой деятельности с детьми «группы риска» Социальный педагог Борисенко В.В.
Цели:1. Формирование личностных нравственных качеств подростков.2. Защита ребёнка в его жизненном пространстве. Задачи:продолжать работу по организации социально значимой деятельности среди детей, родителей;защищать интересы детей, способствовать предупреждению и преодолению негативных явлений в их среде;пропагандировать ЗОЖ. Выявлять интересы и потребности учащихся, родителей, членов их семей в различных видах деятельности;продолжать работу по профилактике правонарушений;осуществлять непрерывную социальную деятельность по семейной терапии в неблагополучных, многодетных, опекаемых семьях;реализацию задач личностного развития и зашиты детей осуществлять в содружестве с педагогами, внешкольными и социальными учреждениями;оказывать методическую помощь классным руководителям по работе с семьёй, с трудновоспитуемыми.
Схема взаимодействия социального педагога по организации учебно – воспитательной работы с подростками
в учебной деятельности;во взаимоотношениях с взрослыми;во взаимоотношениях со сверстниками;проведении свободного времени;в отношении к труду и профессиональной ориентации
Формы работы социального педагога по выявлению учащихся «группы риска»: беседы с классным руководителем, психологом ;анкетирование (социометрические исследования, психодиагностика: самооценка, тревожность);наблюдения ;беседы с родителями ;анализ классных журналов;анализ посещаемости занятий;дифференциация семей ;беседы со школьниками .
Факторы «риска» (в 2005 – 2006 учебном году): неблагополучие в семье – 87 %;экономическая и социальная обделённость - 50 %;влияние дурной компании, окружения - 25 %;неконтролируемые пункты приёма металла и продажа алкоголя частными лицами - 38 %.
Личное дело трудновоспитуемого (в нём отражены те личностные особенности, которые требуют индивидуальной работы с целью профилактики отклоняющегося поведения) : выписка из педсовета;характеристика классного руководителя;акт обследования материально – бытовых условий семьи;журнал успеваемости;журнал посещаемости;карточка учёта;диагностический материал: «Карта – характеристика личности подростка», «Уровень социальной адаптации подростка»;«Программа социально – педагогической реабилитации».
социометрия, для определения положения ребёнка в коллективе«Карта интересов» в целях профориентации;«Тест Филлипса», для определения уровня тревожности;«Вопросник Басса – Дарки», для выявления агрессивности и враждебности;опросник для определения типа мышления.
Программа социально - педагогической реабилитации, которая отвечает на вопросы:Что нужно устранить (отрицательные факторы семейного , школьного воспитания, негативные особенности личности).Как это устранить (проанализировать учёбу, оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов. Вовлечь во внеурочную деятельность. Помочь изменить характер отношений со взрослыми, сверстниками).Кому и что нужно сделать (распределение обязанностей, установление сроков, меры контроля).
Формы совместной работы социального педагога и классного руководителя: обмен информацией о подростке, его проблемах, здоровье, интересах, условиях семейного воспитания;совместная работа по планированию воспитательной работы с детьми и родителями;совместные консультации учащихся;оказание помощи семье, использование её воспитательного потенциала;совместное проведение родительских собраний;привлечение подростка в дела класса, школы,посещения на дому.
поощрения и наказания в семье;родительский авторитет;роль семьи в предупреждении неуспеваемости;пропаганда ЗОЖ;привитие навыков гигиены детям;организация в комнате уголка для занятий;организация контроля за учёбой и внешкольного пребывания подростка;профессиональная ориентация.
изучение семьи, их проблем, изучение жалоб соседей;первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;знакомство с членами семьи, её окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизниизучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей;изучение личностных особенностей членов семьи;составление карты семьи;координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (школа, КДН, ОДН ОВД, сельская администрация, УТиСЗН);составление программы работы с неблагополучной семьёй;текущие и контрольные посещения семьи;выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Методика контактного взаимодействия с родителями поиск контактов;поиск общей темы;установление общих требований к воспитанию ребёнка;упрочение сотрудничества в дост ижении общей цели;реализация индивидуального подхода;совершенствование педагогического сотрудничества.
Результативность