Организация дифференцированного обучения как средство повышения качества образования
Доклад Дифференциация обучения – одно из условий повышения качества образования
Цель уровневой дифференциации– обеспечить каждому школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к обучению
Если ребёнок не может или не хочет овладевать вершинами науки, это не даёт повода отказывать ему в уважении.
Несколько простых советов Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похвалить Знайте, что ребёнку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним Давайте каждому ребёнку возможность сделать своё маленькое открытие. Если ребёнку тяжело, то помогите найти ему такое задание, которое ему по силам. Не навязывайте ребёнку своих форм работы, он должен выбрать их сам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.
Несколько простых советов Вместо отметок – главной причины школьных бед – можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачёт – незачёт». Помните, что ошибка одного может породить мысль другого. Не пугайтесь детских ошибок. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому всегда можно и нужно найти разумное обоснование. Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.
Несколько простых советов Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказываний детей. Не требуйте от ребёнка словесных формулировок и обобщений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание.
Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов – недостаток любви и заниженная самооценка.
Чтобы их избежать, ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимания и уважения со стороны окружающих.
Любите детей и не бойтесь им показать это
Доклад Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе
Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента.
Принцип дифференциации – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.
Одним из основных видов разделения является индивидуальное обучение
Дифференциация По возрастному составу По половому отличию По области интересов
Положительные аспектыПоявляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Повышается уровень мотивации в сильных группах В группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться Отрицательные аспекты Деление детей по уровню развития негуманно. Высвечивается социально-экономическое неравенство. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. Несовершенство диагностики приводит к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. Понижается уровень мотивации в слабых группах Перекомплектование разрушает классные коллективы
По организационному уровню выделяют дифференциацию: региональную; внутришкольную (уровни, профили, отделения); в параллели (группы и классы различных уровней); межклассную (факультативные, разновозрастные группы); внутриклассную или внутрипредметную.
Этапы дифференцированных программ
Дифференцированные программы предусматривают два важных аспекта: обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении; обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками.
Этапы дифференцированных программ
В содержании программы С Инструктаж: как учить, на что обратить внимание, какой следует сделать вывод и т.д.
Этапы дифференцированных программ
Программа В предусматривает овладение приёмами решения задач на применение.
Этапы дифференцированных программ
Программа А творческое, осознанное применение знаний
Положительные аспекты исключаются неоправданные уравниловка и усреднение детей; у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в классе отстающих – повышает уровень общего преподавания.
Формы организации дифференцированной работы учащихся на уроке
Этап актуализации изученных знаний Проблемные и опережающие задания Эвристическая беседа Лекционно-семинарская форма организации урока
Этап уяснения новых знаний Самостоятельная работа учащихся с учебником Работа вгруппах Опережающие домашние задания Составление опорного конспекта
Этап обработки, закрепления изученных знаний Дифференцированные карточки для самостоятельной работы Работа в группах Дифференцированное домашнее задание Работа в группах с консультантом Диспут Семинар Работа по опорному конспекту
Этап контроля за знаниями учащихся Тесты Творческие работы Зачёт Взаимоконтроль Самоконтроль Разноуровневые карточки для самостоятельной работы Урок-конференция Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы