Дифференциация в обучении – ключ к сохранению индивидуальности «Обучение должно быть вариативным и индивидуальным особенностям школьника» Ш. А. Амонашвили
1. Сущность дифференциального подхода. Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями. Это имеет следующие преимущества: исключается усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в сильных группах; в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться; создаются щадящие условия для слабых; у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Различают следующие виды дифференциации: региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.); межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Дифференциация заданий ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО УРОВНЮ ТРУДНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ .ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ
Осуществление дифференциального подхода приобретает особое значение в обучении, так как одной из существенных особенностей учащихся является их разнородность по: мотивам учения; познавательным интересам; пробелам в знаниях; уровню предшествующих знаний; работоспособности; общей способности к учению; уровню умения работать самостоятельно; особенностям мыслительной деятельности, (и т.д.)
2. Рациональные критерии дифференциации учащихся. Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются: уровень обученности и обучаемости; уровень общих умственных способностей; скорость усвоения; индивидуальный стиль умственной деятельности; психофизические особенности учащихся.
Для практического осуществления дифференциального подхода важно решить вопрос о количестве и составе групп: А) В зависимости от типа высшей нервной системы – 4 группы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Б) В зависимости от уровня знаний, умений, навыков – 3 группы (сильные, средние, слабые).
3. Осуществление дифференциально-группового подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса. Дифференциация заданий по объёму и трудности Дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания
Виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы); указание типа задачи, закона, правила; подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли; предупреждение о возможных ошибках; разделение сложного задания на составляющие.
Работа над ошибками, домашнее задание Как минимум три варианта, рассчитанных на учеников 1) увлеченных, легко усваивающих материал 2) испытывающих определенные затруднения 3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе
Оценка знаний, умений и навыков Задания I варианта требуют воспроизведение материала, содержат даже определенную дозу помощи. Задания II варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания III варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания).
4. Заключение Осуществление дифференцированного подхода должно иметь место во всех звеньях учебного процесса. Уровень выявленных знаний, послуживших критерием дифференциации, характерен только для конкретного и довольно краткого отрезка времени. Кроме того не охватывает важных для характеристики личностных качеств, таких, как темп, обучаемость, работоспособность. Уточнение состава групп требует определенных, соответствующих данному этапу обучения заданий и организации очередной проверки знаний, умений и навыков. Поэтому создаются стабильные по составу группы на определенный срок, несколько раз в течение года может быть произведено перераспределение на основе проверочных и итоговых работ по теме. Учитель в свою очередь получает возможность создать благоприятные условия для организации работы при изучении материала.
На лужайке у горы, Под зелёной липкой Потеряли комары Маленькую скрипку. 1в. Решить примеры 2в. Составь примеры с обратным действием. 3в. 100. Дополнить каждый пример вторым действием, так чтобы получилось 100
Из опыта работы
Выполнение дифференцированных заданий доступно уже первоклассникам на этапе обучения грамоте. Например: на доске рассыпаны буквы – а, о, c, у, и, ы. Задание для групп: «Зайчики» - составьте слоги к схеме согласный + гласный. «Лисички» - составьте слоги к схемам согласный + гласный, гласный + согласный «Белочки» - составьте слоги, дополните их так, чтобы получились слова.
Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме « Безударные гласные». 1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши. В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться, л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный. 2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова. б-гун - Алгоритм. х-дить- 1. Прочитай слово. сл-ды- 2. Поставь ударение. в-да - 3. Выдели корень. б-да - 4. Измени слово или подбери однокоренные, найди в-лна - проверочные слова. 5. Напиши слово, вставь букву. 6. Обозначь орфограмму. 3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова. прол-тать- д-ждливый- в-сенний- гр-зовой- тр-винка- стр-ла-
Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс. Задание. Даны слова: Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела. 1группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, в другую- слова с проверяемыми согласными. 2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы. 3 группа. Распредели слова на две группы.
При работе с предложением можно дать следующие разноуровневые задания: Кошка спала на крыше. «Зайчики» - составьте схему к предложению. «Лисички» - составьте схему, замените одно или два слова в этом предложении. «Белочки» - составьте схему, придумайте своё предложение к этой схеме.
К работе над текстом можно предложить следующие задания: «Зайчики» Расставь точки. Запиши текст. Пришла осень часто льют дожди смолкли песни птиц сильный ветер рвёт листья с деревьев под елью в траве уснул ёжик. «Лисички» Добавь недостающие слова, чтобы получился текст. Озаглавь его. Пришла … . Часто льют … . Смолкли песни … . Сильный … рвёт листья с деревьев. Под елью в траве уснул … . «Белочки» Используя опорные слова, составь несколько предложений, чтобы получился текст. Озаглавь его. Осень, дожди, птичьи песни, сильный ветер, последние листья, ёжик.
Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес. Поэтому я считаю, что домашние задания также необходимо дифференцировать.
Систематическое использование указанного подхода показало: * увеличивается объем и качество усваиваемого материала и снижается нагрузка на ученика (благодаря выполнению заданий, доступных каждому ученику на данном этапе работы); * активизируется мыслительная деятельность учащихся, развиваются психические процессы: память, внимание, мышление, воображение; Главный результат моего труда с применением дифференцированного подхода – это дети, которые с удовольствием идут на урок, чувствуют себя уверенно, потому что задания соответствуют личным психологическим особенностям и уровню развития ребенка. В ходе своей работы стремлюсь к тому, чтобы ребенок сам сделал шаг вперед (перешёл на более высокий уровень выполнения заданий), и обязательно делаю сравнение настоящих достижений учащихся с тем, как он работал вчера, неделю назад.
Тема: В. В. Бианки «Чей нос лучше?» Цель урока: развивать представление о способах выражения авторского отношения к персонажам. Задачи урока: формировать систему читательских умений , учить видеть авторскую оценку персонажей в описании обстановки, поступков и размышлений героев, работать над развитием речи. А конце урока детям было предложено такое Д/З : Сильные: придумать свою сказку по аналогии с авторской; Слабые: разделить текст на части; Средние: разделить текст на части и озаглавить их
На следующем уроке при проверке того, как нужно разделить текст на части, участвовала основная часть класса, предложенные заголовки уточнялись по ходу определения основной мысли части текста, 4 ученика зачитали свои сказки. Во время проверки Д/З сильным ученикам было интересно участвовать в обсуждении т. к. деление текста на части и определение их основной мысли для них не затруднительно, а слабым было легче из ряда предложенных заголовков (которые предлагали средние ученики) выбрать верный.