Обучение детей с нарушениями речи
ПЛАН
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Изучением вопросов особенностей развития речи, предупреждения и коррекции речевых нарушений занимается наука логопедия.Ученые, внесшие вклад в область логопедии: Ф.Ф.Рау, М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, О.В.Правдина, Г.А.Каше, М.Ф.Фомичева и др.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯРечь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.В случае, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые влияют на формирование всей его психики, говорят о детях с нарушением речи - логопатах.
КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
КОМПОНЕНТЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ФУНКЦИИ РЕЧИ
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИОрганические центральные: наследственные факторы; травмы головного мозга; инфекции, в т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит); интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения). Органические периферические: короткая уздечка языка; неправильное строение или отсутствие зубов; нарушения в строении челюстей.
Примеры органических нарушений речевого аппарата
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИВозрастные особенности дошкольников: несформированность фонематического восприятия; слабость и недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппаратаСоциальные факторы: ограничение общения; искаженная форма общения; двуязычие в семье; дефектное речевое окружение.
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В г.ВОРКУТЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Дефектологический словарь. – М., 1970.Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.-М.,1997.Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.Специальная педагогика /Под ред. Н.М.Назаровой. – 2-е изд., -М., 2002.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплинГубенко А.М.