Образование детей с нарушениями интеллектуального развития
Цель занятия: дать понятие о механизмах, причинах и проявлениях нарушений интеллектуального развития у детей дошкольного и школьного возраста; познакомить с системой образования детей с нарушениями интеллекта.План лекции:Определение понятия умственной отсталости.Причины умственной отсталости.Формы интеллектуальных нарушений.Степени снижения интеллекта.Краткая психолого-педагогическая характеристика детей, страдающий интеллектуальной недостаточностью.Образование умственно отсталых детей.
Информация по темеНаука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика.Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги: Э.Сеген, Ж.Демор, М.Монтессори;Отечественные специалисты: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Ж.И.Шиф, С.Я.Рубинштейн, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева.
Умственная отсталость- это стойкое снижение познавательнойдеятельности вследствие органическогопоражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры головного мозга.
Причины умственной отсталостиФакторы, вызывающие внутриутробную (пренатальную) патологию развития физические и психические травмы; инфекции (краснуха, токсоплазмоз); интоксикации; соматические заболевания матери.Родовая (натальная) патология стремительные роды; затяжные роды; травмы ребенка во время родов; акушерско- гинекологические манипуляции; асфиксия (удушье) новорожденного.Факторы, вызывающиепослеродовую (постнатальную)патологию развития черепно- мозговые травмы; инфекции, в том числе нейроинфекции; интоксикации; воздействие алкоголя, никотина.
Формы умственной отсталостиУмственная отсталость, которая возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в пренатальный натальный и постнатальный периоды.Умственная отсталость, которая возникает после определенного периода нормального развития ребенка (после двух лет). Часто возникает при текущих заболеваниях мозга.
Степени умственной отсталостипо Российской классификацииИдиотия – тяжелая (глубокая) степень.Имбецильность – средняя (умеренная степень).Дебильность – легкая степень.
Степени умственной отсталости по международной и Российской классификации
ДебильностьПри этой форме имеет место диффузный (разлитой) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.Это проявляется в том что:
Дебильностьзадерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания;дети мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни;к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей;в условиях обычного массового образовательного учреждения (детского сада, школы) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности.
ИмбецильностьПри этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение проявляются в том, что:
Имбецильностьу детей отсутствует гуление и лепет;не формируется «комплекс оживления»;речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы;познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление;существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки.Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
ИдиотияПри этой форме умственной отсталости диффузное поражение коры сочетается с нарушениями нижележащих образований и локальными (очаговыми) нарушениями головного мозга.Диагностика идиотии возможна уже на первом году жизни. Особо выделяются нарушения статических и моторных функций:
Идиотиязадержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции;неадекватная реакция на окружение;позднее появление навыков стояния и ходьбы;позднее появление лепета и первых слов;слабый интерес к окружающему и игре.Дети не обучаются и находятся (с согласия родителей) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход.У взрослых: резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления;снижены пороги чувствительности; им недоступно осмысление окружающего; речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще;наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи.
Образование умственно отсталых детей
Образование детей с нарушениями интеллектуального развития в городе Воркуте
Организация образовательной среды специального учрежденияЦель: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
Реализация цели посредством решения комплекса задач:
Блок образовательных задач
Блок образовательных задач
Выводы по темеУмственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга.Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга.Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса.Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур.Обучение лиц с нарушениями интеллекта требует создания специальных педагогических условий.
Список использованных источниковГонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / А.Д. Гонеев. - М.. 1999.Замский Х.С., Умственно отсталые дети [Текст] /Х.С. Замский. - М., 1995.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. пособ. / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М., 2001.Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] : Учеб. пособ. / Под ред. Кумариной Г.Ф. -М, 2001.Пузанов Б.П., Селиверстов В.И. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов - М., 2002.Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М, 2001.
Спасибо за внимание !Автор-составитель: преподаватель общепрофессиональных дисциплинГубенко А.М.