Можно ли учить «по-всякому»
1. Почему на многих уроках не достигаются намеченные изменения. 2. Почему не всем удается обеспечить высокое качество обучения и воспитания. 3. Почему мы никак не можем избавиться от непродуманных решений и непредвиденных последствий.
Общие закономерности учебно-воспитательного процесса, которые отражают объективные связи между его главными компонентами: Цели Содержание Методы Формы Управление Стимулирование Продуктивность
Управление уроком: Интенсивность обратных связейКорректирующее педагогическое воздействиеЛишенные обратных связей педагоги не оказывают сколько-нибудь заметного управляющего воздействия на процесс и он, развиваясь по неопределенному сценарию, никогда не обеспечивает высокой продуктивности.
Содержание урока Запрещается наполнять учебные занятия второстепенными , малоценными сведениямиМетодические рекомендацииТребовать выделять главноеДобиваться усвоения основных идейУчить «свертывать» и « развертывать» знания«фильтровать» и использовать информацию
Стимулирование урока: Чем более сложным и трудоемким становится обучение, тем более мощные и действенные стимулы должны использоваться, чтобы учебный материал усваивался на должном уровнеПродуктивность каждого этапа обучения зависит от:Характера и объема изучаемого материалаОрганизационно-педагогического влияния учителяОбучаемости учениковВремени обучения
Общие вопросы к уроку: Сколько упражнений, задач необходимо и достаточно выполнить для того, чтобы сформировались полновесные навыкиСколько времени нужно, чтобы ребята усвоили материал определенного объема и трудностиСколько школьников надо будет спросить на урокеСколько…
Обоснованно ответить на поставленные вопросы позволяют закономерности, раскрывающие связи между отдельными факторами во всех компонентах дидактической системы В соответствии с внутренней структурой закономерности разделены:Содержательно-процессуальныеГносеологическиеПсихологическиеСоциологическиеОрганизационныеВ зависимости от того, что и сколько закономерности Разрешают / запрещают, проектируется, а затем и планируется урок
Содержательно-процессуальные закономерности Результаты обученияЗависят:Продолжительности обученияЦелей, поставленных самими ученикамиЗначимости усваиваемого содержанияСпособа включения учеников в учебную деятельностьПрименяемых методов и средствПродуктивность усвоения знанийЗависит:Количества изучаемого материалаОбъема требуемых действийТрудности и сложности изучаемого учебного материалаОбъема выполненных тренировочных упражнений
Гносеологические закономерности Умственное развитие учеников складывается из объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельностиИ Я ЛернерРезультаты обученияЗависят:Умения учеников учитьсяРегулярности и систематичности выполнения учениками домашних заданийПродуктивность усвоения знанийЗависит:Потребности учитьсяУровня проблемности обученияИспользования метода самостоятельных открытийИнтенсивности включения учеников в разрешение посильных и значимых для них задач
Психологические закономерности При распределенном (растянутом) обучении конечные результаты всегда выше, чем при концентрированном «погружении». Учиться надо постоянноРезультаты обученияЗависят:Способности учеников к овладению конкретными знаниями, умениями, от их индивидуальных склонностейПродуктивность обученияЗависит:Интереса учеников к учебной деятельностиУчебных возможностей учениковУровня познавательной активности учениковСтойкости внимания учащихсяОсобенностей мышленияУровня развития памятиРаботоспособности учеников
Социологическиезакономерности Неудовлетворенность общением, постоянная внутренняя напряженность, неуверенность, боязнь оказаться в нелепой ситуации намного больше утомляют ребенка, чем наукаЭффективность обученияЗависит:Уровня «интеллектуальности среды»Интенсивности взаимообученияПознавательной напряженности, вызванной соревнованиемКачества общенияучителя с ученикамиПродуктивность обученияЗависит:Объема и интенсивности познавательных контактов
Организационные закономерности Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у школьников потребность учиться , формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активностьРезультаты обученияЗависят:Отношения ученика к учебному труду, своим учебным обязанностямРаботоспособности ученика
Цель урока: Сформировать знания об особенностях природных зон территории СНГ Задачи:Самостоятельно приобрести новые и переосмыслить имеющиеся знания о природных зонах территории СНГРазвитие познавательного интереса через анализ предложенного текста о природных зонахВоспитание позитивного отношения к окружающей среде
Организация начала занятияПроверка выполнения домашнего заданияПодготовка к основному этапу занятияУсвоение новых знаний и способов действийПервичная проверка пониманияЗакрепление знаний и способов действийОбобщение и систематизация знанийКонтроль и самопроверка знанийПодведение итогов занятияРефлексияИнформация о домашнем задании