Творческий отчет учителя начальных классовфилиала МОУ Отъясской СОШ в д.Семикино Сосновского районаПлутахиной Елены Александровны
«Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни» Ш.А. Амонашвили
ПроблемаПроблема современной школы – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Как вызвать у детей интерес к учению и научить их учиться?Решение данной проблемы позволит обеспечить развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрить различные инновационные учебные программы, реализующие принцип гуманного подхода к детям.
Тема самообразования«Игра и игровые моменты как организация мыслительной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время»
АктуальностьАктуальность данной темы в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится формирование самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Противоречия и пути их преодоления ПротиворечияМежду возрастающими требованиями к учебно – воспитательному процессу и снижением учебной мотивации у обучающихся.Между авторитарной методикой преподавания и индивидуальностью личности, стремлением ребёнка быть услышанным и понятым.ПерспективыСовершенствование образовательного процесса путём использования инновационных технологийСоздание психологически комфортной атмосферы на уроке и внеурочной деятельности, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению.
Цель:развитие мыслительной деятельности младших школьников на основе использования игровых технологий в образовательном процессе
Задачи:активизировать мыслительную деятельность обучающихся;обеспечить вовлечение каждого ученика в процесс активного творчества;повысить качество знаний обучающихся по основным предметам;сохранить и укрепить здоровье обучающихся
Теоретическое обоснование опытаРаботая по данной теме самообразования, я опираюсь на опыт работы по проблеме игровой деятельности известных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, Г.К.Селевко, Л.А.Венгера, С.Л.Рубинштейна, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского
Сущность и новизна опытаСущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.Новизна опыта использования игровых технологий, как и проектного метода, модульной технологии и обучения «с погружением», имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Виды дидактических игр
Возможности использования игровых технологий
Организация игр на урокахМатематикаРусский языкЛитературное чтениеОкружающий мир
Результаты реализации игровой технологии Повышается познавательный интерес и активность обучающихсяАктивизируется умственная деятельность обучающихсяРазвивается вниманиеТренируется память
Динамика качества знаний обучающихся
Результаты анкетирования обучающихся Цель: выявление и анализ особенности отношения детей к использованию дидактических игр50% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса;75% детей, т.е. более половины класса отмечают желание видеть на уроке игры;75% детей отмечают частое использование учителем игр на уроках;87% детей отмечают желание участвовать в дидактических играх и игровых ситуациях;75% детей отмечают значение включения игры в урок и внеклассные мероприятия как – очень большое.Вывод: младшие школьники положительно относятся к использованию игры на уроках и во внеурочное время. Основная масса детей считает, что игра приносит большую пользу в учебно-воспитательном процессе и с удовольствием в ней участвуют.
Игровые технологии во внеклассной работе При организации внеклассной работы для обучающихся младших классов я стремлюсь к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало элементы игры или соревнования. Это оживляет деятельность обучающихся повышает интерес к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка, подготавливает ребёнка к мышлению в плане представлений, влияет на развитие личности ребёнка. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Кружковая работа
Выставка творческих работ кружка «Художественный»
Игровые технологии как способ укрепления здоровья
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся
Стратегия дальнейшей деятельности Пополнять банк игр по различным предметам и внеклассным мероприятиямИзучать инновационные подходы к организации и проведению игрПродолжить наблюдение за личностным развитием ученика в процессе игровой деятельностиОбмениваться опытом работы с коллегамиРазмещать материалы своей деятельности по данному направлению на сайтах в сети Интернет
Считаю свою деятельность по использованию игровой технологии эффективной Игры помогают воспитывать чувство коллективизма; сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей; оценивать свои и чужие знания; сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только добывать знания , но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умение общаться, высказывать своё мнение и слушать других.При использовании игровых технологий в учебном процессе у детей повышается мотивация обучения. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе.Игры помогают повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения, сохраняют и укрепляют здоровье обучающихся и делают учебный процесс интересным и увлекательным.
Участие обучающихся в различных творческих конкурсах и олимпиадах
Информационные ресурсыВолина В. В. Праздник числа / Москва, 1993Волина В. В. Занимательная математика для детей /Санкт – Петербург, 1996Волина В. В. Занимательное азбуковедение /Москва, 1994Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить / Харьков, 1998Хилалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников // Начальная школа, № 7, 2008Имукова Г.В. Учимся играя // Начальная школа, № 3, 2007Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах / Москва, 1985 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997. Коломенских Я. Л. Детская психология / Минск, 1988
Благодарю за внимание!