ГЛАДИК НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ, ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ГОУ СОШ №1945 Чтобы выжить, надо быстро изменяться (Правило Черной Королевы). Л.Керролл «Научно-методическая работа в школе как фактор повышения профессиональной компетентности учителей» 900igr.net
Новой школе - новые учителя «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего» (Из концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» )
«Ранее сложившуюся структуру методических служб необходимо привести в соответствии с потребностями времени и, что самое главное, выработать способность адекватно реагировать на актуальные и перспективные потребности образовательной практики» (Гагарина О.Ф.)
Научно-методическая работа – это открытая многоуровневая, многофункциональная система совместной деятельности руководителей, педагогов и структурных подразделений школы, способствующая обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса.
На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность? на формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества; на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности; на повышений методического мастерства учителя; на активное участие в управлении качеством педагогов; на аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию; на повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся; на создание банка инновационных идей и технологий; на разработку творческих авторских программ.
Кто не знает, куда идет , вероятно придет не туда. (питерские афоризмы)
Некоторые ключевые особенности методической и научно-методической работы: Показатели Методическая работа Научно-методическая работа Основные мотивы Необходимость повышения профессиональных знаний и умений педагогов Потребности педагогов в повышении профессиональной компетентности, обусловленные результатами образовательного процесса Необходимость решать подчас сугубо индивидуальные для образовательного процесса той или иной школы психолого-педагогические проблемы Приоритетная цель Способствовать обеспечению качества образования в школе посредством повышения профессиональных знаний и умений педагогов Способствовать обеспечению качества образования в школе посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решения инновационных проблем образовательного процесса
Некоторые ключевые особенности методической и научно-методической работы: (продолжение) Показатели Методическая работа Научно-методическая работа Ведущие направления деятельности Обобщение передового педагогического опыта Повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образования Совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы Научно-методическое содействие инновационному развитию образова тельного процесса в школе Превалирующие формы повышения квалификации педагогов Репродуктивные просветительские формы повышения квалификации педагогов (лекции, семинары) Повышение профессиональной компетентности педагогов осуществляется прежде всего посредством вовлечения их в разработку и внедрение решений личностно значимых и актуальных для конкретной школы психолого-педагогических проблем (временные творческие коллективы, автор ские мастерские, проблемные курсы, обучения в малых группах и индиви дуальное консультирование)
Некоторые ключевые особенности методической и научно-методической работы: (продолжение) Показатели Методическая работа Научно-методическая работа Степень сотрудничества с вузами и УМЦ Для повышения квалификации педагогов приглашаются преподаватели вузов для чтения лекций и проведения семинаров В связи наукоемкой экспериментальной работой по решению инновационных проблем школы существует потребность в активном, долговременном сотрудничестве с научным руководителем, консультантом Организационная структура управления Линейно-функциональная – традиционный вид оргструктуры, сочетающий линейное руководство, (директор), и функциональная специализация по определенным видам управленческих действий (завуч по начальной школе), созданием функциональных подразделений (методобъединения) Матричная структура – инновационный вид оргструктуры, сочетающий линейно-функциональную и проектную структуры (создание временных штабов по решению конкретной проблемы, реализации коллективного проекта)
Некоторые ключевые особенности методической и научно-методической работы: (продолжение) Показатели Методическая работа Научно-методическая работа Доминирующие органы управления и структурные подразделения методический совет, методические объединения и т.д. научно-методический совет, предметные кафедры, методические объединения, экспертная группа, научно-исследовательские лаборатории, совет по стратегии развития школы, временные творческие группы педагогов, клуб педагогов и т.д.
Организационная структура управления научно-методической работой - способ взаимодействия должностных лиц, органов управления, структурных подразделений школы, призванных способствовать обеспечению качества образования посредством повышения профессиональной компетентности педагогов и решении инновационных проблем образовательного процесса.
Содержание функций управления научно-методической работой Функция управления Содержание деятельности Объекты самооценки Информационно-аналитическая Накопление, систематизация и активизация информационного ресурса как основного инструмента развития научно-методической работы в школе и управления её эффективностью на основе развития оценочной и рефлексивной функций (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния научно-методической работы как фактора, обеспечивающего высокую результативность инновационной и экспериментальной работы учителей Система внутришкольной информации по конечным результатам и условиям их достижения (критический, допустимый, оптимальный уровни); Система анализа (оперативного, тематического и итогового). Уровень аналитической культуры управления (репродуктивный, конструктивный, исследовательский); Умение руководителей и учителя проводить самоанализ и самооценку Мотивационно-целевая Направлена на формирование целей научно-методической работы с учетом миссии и общих целей общеобразовательного учреждения, стратегии его развития, на основе изучения и анализа интересов, потребностей и мотивов деятельности всех участников образовательного процесса и формирование на этой основе системы стимулирования Участие педагогов в коллективном целеполагании; Формирование ценностно-мировоззренческой общности членов педагогического коллектива; Наличие системы мотивации и стимулирования участия педагогов в коллективном целеполагании Планово-прогностическая Прогнозирование и планирование научно-методической работы как целостной системы направлений развития на всех уровнях самоорганизации и организации профессионального взаимодействия учителей – творческие группы, группы педагогов экспериментаторов, методические объединения и т.п. Наличие концепции (программы) развития общеобразовательного учреждения; Разработка общешкольного и текущих планов на основе концепции (реальность, достижимость, измеримость прогноза при планировании); Участие членов коллектива в планировании поисковой, исследовательской, экспериментальной работы
Организационно-исполнительская Актуализация всего ресурсного потенциала (внутренних и внешних ресурсов) в организации научно-методической работы школы. Формирование взаимодействия всех структур и подразделений методической службы общеобразовательного учреждения, делегирование прав и полномочий, определенных функций и обязанностей Деятельность совета общеобразовательного учреждения, педсовета, научно-методсовета, совещаний при директоре; Деятельность органов само- и соуправления; Соответствие организационной структуры управления научно-методической работы задачам функционирования и развития общеобразовательного учреждения; Степень рациональной организации образовательного процесса на основе хроно- и циклограмм; Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы Контрольно-диагностическая Активизация, стимулирование и диагностика научно-методической работы учителей и управленцев общеобразовательного учреждения Нацеленность системы контроля на конечные результаты (уровень контроля как профессиональной, технологической услуги учителю); Состояние, результаты диагностики образовательного процесса; Мониторинг влияния поисковой, исследовательской, экспериментальной работы на конечные результаты Регулятивно-коррекционная Внесение корректив, регулирующих процесс и содержание научно-методической работы общеобразовательного учреждения с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления на основе результатов текущего и итогового контроля (оценки и самооценки) Обеспечение оперативности воздействий на деятельность общеобразовательного учреждения в связи с изменением внешней и внутренней среды; Уровень коррекционной деятельности (критический, допустимый, оптимальный); Децентрализация прав, полномочий и ответственности между звеньями внутришкольного управления научно-методической работы (недостаточная, достаточная, оптимальная).
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЛЕГИТИМНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОГО СОХРАНЕНИЯ СОВОКУПНОСТИ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ СВОЙСТВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ РЕСУРСЫ, ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ШКОЛЫ, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ И РЕШЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Модель самооценки управления качества научно-методической работы Эффективность управления научно-методической работой в школе Целевая эффективность Ресурсная эффективность Технологическая эффективность управления научно-методической работой Деятельность по созданию единства целей НМР Деятельность по развитию научно-методической работы в образовательном учреждении Уровень педагогического мастерства учителя Через успехи учеников Востребова-нность образовательного учреждения Влияние ОУ на развитие образования других школ округа, микро-района, города, региона Деятельность по повышение профессиональной компетентности Через оценку текучести кадров Формы и периодичность повышения квалификации Изменения уровня квалификации Экспериментальная инновационная деятельность Деятельность по развитию компетентности учителя Социально-психологическая эффективность Уровень социально-психологи-ческого климата Уровень мотивации Стиль руководства научно-методической работы Система стимулирования Через сформированность информационной системы Вовлеченность пед. коллектива в научно-методическую работу Соответствие организационной структуры целям научно-методической работы Реализация функций управления научно-методической работой Развитие компетенции целеполагания учителя на уровне методической работы и самообразования Уровень проективно-конструктивной компетентности Профессиональные успехи учителей Соответствие ключевых, общепрофессиональных и специальных компетентностей требованиям к профессионализму учителя
Оценочные показатели и диагностические методики эффективности управления научно-методической работой Оценочные показатели Источники информации Методики оценки Целевая эффективность управления научно-методической работой Кц1 – самооценка управления по созданию единства целей научно-методической работы - устав общеобразовательного учреждения, - программа развития школы; - образовательная программа школы; - протоколы педсоветов; - программы опытно-экспериментальной работы, - «Внутришкольное положение о научно-методическом совете», - «Внутришкольное положение о методическом объединении», - «Внутришкольное положение о кафедре», - «Внутришкольное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме», - «Внутришкольное положение о научно-исследовательской лаборатории», - Уровень проектно-конструктивной компетентности учителей На основе изучения документов школы, фиксирующих стратегические и тактические целевые приоритеты научно-методической работы, определяется успешность управленческой деятельности в данном направлении. Основные позиции, на которые необходимо обратить внимание в процессе самооценки: - взаимосвязаны ли целевые установки органов управления и структурных подразделений научно-методической работы, - соответствуют ли предъявляемым требованиям внутришкольные нормативные документы, стандартизирующие содержательные и формальные требования к научно-методической работе, - способствуют ли стратегические цели и основные направления научно-методической работы выполнению миссии школы, - соответствуют ли приоритеты научно-методической работы стратегическим целям программы развития школы, - ориентированы ли проводимая опытно-экспериментальная работа и внедряемые инновации на разрешение психолого-педагогических проблем образовательного процесса - какова степень участия педагогов школы в формулировании и корректировании целей научно-методической работы - насколько педагоги школы разделяют и осознают целевые приоритеты научно-методической работы Кц2 – самооценка управления по развитию научно-методической работы - уровень профессиональной компетентности педагогов, - степень освоения педагогами наиболее востребованных образовательных технологий, - ориентация реализуемых учебно-методических комплексов на заявленную миссию школы, стратегические приоритеты образовательной программы, - качество программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы, - степень научно-методического содействия инновационному развитию образова тельного процесса в школе, - академические успехи учащихся - востребованность школы в ближайшем социуме Основные позиции, на которые необходимо обратить внимание в процессе самооценки: - какова динамика уровня профессиональной компетентности педагогов, - направлена ли научно-методическая работа на освоение педагогами наиболее востребованных образовательных технологий, - обеспечена ли ориентация реализуемых учебно-методических комплексов на миссию школы, стратегические приоритеты образовательной программы, - направлена ли научно-методическая работа на совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы, - содействует ли научно-методическая работа инновационному развитию образова тельного процесса в школе, - влияние роста профессиональной компетентности учителей на академические успехи учащихся, - зависимости академических успехов учащихся и востребованности школы в социуме
Ресурсная эффективность управления научно-методической работой - количественный и качественный состав педагогических кадров, - укомплектованность педагогическими кадрами и причины текучести, - квалификационные категории учителей, уровень их образования, - порядок и формы проведения аттестаций педагогов, повышения квалификационных категорий, - результативность аттестации педагогов Основные позиции, на которые необходимо обратить внимание в процессе самооценки: - причины текучести педагогических кадров, - влияние процедур и форм проведения аттестаций педагогов на повышение квалификационных категорий учителей, - влияние на результативность аттестации педагогов, - влияние методической работы с молодыми специалистами на текучесть педагогических кадров - уровень ключевых, общепрофессиональных и специальных компетентностей педагогов, - формы повышения профессиональной компетентности педагогов, - наличие условий для систематического по вышения профессиональной компетентности педагогов, - научно-методическая работа с молодыми специалистами, - уровень методической обученности и профессиональных достижений педагогов, руководителей органов управления, структурных подразделений научно-методической работы, - наличие диагностических средств изучения профессиональной компетентности педагогов, - участие педагогов в опытно-экспериментальной деятельности, - формы изучения, обобщения и распро странения передового опыта Основные позиции, на которые необходимо обратить внимание в процессе самооценки: - уровень профессиональной компетентности педагогов (определяется по методике А. К. Марковой), -степень удовлетворения реальных потребностей школы в повышении профессиональной компетентности педагогических кадров, - уровень удовлетворенности учителей научно-методической работой в школе, - уровень владения современными технологиями обучения, - влияние условий для систематического по вышения профессиональной компетентности педагогов (участие в конференциях и профессиональ ных конкурсах, публикации в научных сборниках, журна лах и т.д.) и ее рост, - влияние форм повышения профессиональной компетентности педагогов на рост методической обученности и профессиональных достижений педагогов, руководителей органов управления, структурных подразделений научно-методической работы, - наличие и эффективность использования диагностических средств профессиональной компетентности педагогов - влияние участия педагогов в опытно-экспериментальной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагогов, - влияние форм изучения, обобщения и распро странения передового опыта на повышение профессиональной компетентности педагогов
Социально-психологическая эффективность управления научно-методической работой Ксп – самооценка управления научно-методической работы, способствующей благоприятному социально-психологическому климату в педагогическом коллективе - психологический комфорт в педагогиче ском коллективе, - существующая система морального и материального стимулирования труда, учителей и педагогического творчества - решение социальных вопросов учительства, - мотивация учителей к развитию и саморазвитию, - стиль управления научно-методической работой Основные позиции, на которые необходимо обратить внимание в процессе самооценки: - степень удовлетворенности педагогов своей деятельностью, ее результатами, условиями труда, - данные психологического мониторинга по отношению педагогов к труду и отношению друг к другу, - соотнесение системы стимулирования с проблемами образовательного учреждения и мотивационной сферой педагогов, - уровень решения социальных вопросов учительства, - уровень мотивации учителей к развитию и саморазвитию Технологическая эффективность управления научно-методической работой Кт – самооценка технологической составляющей управления научно-методической работой - внутришкольные нормативные документы, фиксирующие содержательные и процессуальные требования к научно-методической работе и ее управлению, - организационная структура управления научно-методической работой, - управленческие решения (приказы, годовой план, решения) по научно-методической работе и ее управлению, - вовлеченность педагогов в управление научно-методической работой, - реализация функций управления научно-методической работой, - целостная система информационного обеспечения научно-методической работы Основные позиции, на которые необходимо обратить внимание в процессе самооценки: - соответствие содержания научно-методической работы стратегическим приоритетам образовательной программы и целям развития школы, - адекватность организационной структуры научно-методической работы решаемым задачам, - рациональность включенности членов коллектива в совместную деятельность (возможность саморазвития, самореализации и самоуправления), - степень полноты, аргументированности, альтернативности, обоснованности управленческих решений, - степень технологичности, упорядоченности информационных потоков (достоверность, точность и полнота инфор мации, своевременность получения и опера тивность ознакомления, новизна, актуальность и полезность и т.д.) -оптимальность дифференциации органов управления и структурных подразделений научно-методической работы к решению определенных задач (кафедры по направлениям, проектные группы, методобъединения, временные творческие объединения, кружки качества и т.п.)
Методика самооценки управления качеством научно-методической работы включает следующие этапы: Подготовительный этап. Цель этапа: Обеспечить психологическую, содержательную, технологическую готовность субъектов самооценки управления качеством научно-методической работы. 1.1. Принятие решения о проведении самооценки управления качеством научно-методической работы. 1.2. Определение субъектов и наиболее приоритетных объектов самооценки, выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм, показателей, критериев и инструментария самооценивания управления качеством научно-методической работы. 1.3. Повышение необходимой управленческой компетентности субъектов самооценки управления качеством научно-методической работы. 1.4. Предоставление субъектам самооценки необходимой информации, повышающей объективность самооценки управления качеством научно-методической работы.
2. Диагностический этап. Цель этапа: Обеспечить осуществление самооценки приоритетных компонентов управления качеством научно-методической работы. 3. Рефлексивный этап. Цель этапа: Обеспечить первичную обработку, обобщение и интерпретацию полученных данных самооценки приоритетных компонентов внутришкольного управления качеством научно-методической работы. 3.1. Организация первичной обработки и обобщения информации, полученной в результате самооценки приоритетных компонентов управления качеством научно-методической работы. 3.2. Интерпретация информации, полученной в результате самооценки приоритетных компонентов управления качеством научно-методической работы. 3.3. Резюмирование обобщенной интерпретированной информации, полученной в результате самооценки приоритетных компонентов управления качеством научно-методической работы.
4. Планово-прогностический этап. Цель этапа: Обеспечить разработку и принятия управленческих решений по совершенствованию управления научно-методической работой в связи с результатами ее самооценки 5. Коррекционно-регулирующий этап. Цель этапа: Обеспечить совершенствование управления качеством научно-методической работы.
Оценка управления качеством научно-методической работы «…корректное измерение уровней проявления качественных показателей и их оценивание возможно лишь на основе квалиметрического подхода, который позволяет от нечетких и часто субъективных оценок перейти к математически обоснованным выводам. Все это выводит управление на новый уровень доказательной строгости и позволяет разработать четкое технологическое обеспечение управленческих процессов по повышению качества образования, сопроводив каждый шаг количественной оценкой полученных результатов. При этом необходимо обеспечить разумный компромисс между формализованными процедурами измерения и оценивания качества и творческой составляющей любого образовательного процесса …» Н.Г. Корнещук
Внутришкольные положения ГОУ СОШ №1945: Положение о научно-методическом совете Положение о предметной кафедре учителей Положение о методическом объединении учителей Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме Положение о научно-исследовательской лаборатории Положение о творческой группе Положение о наставничестве
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 1.Общие положения 1.1. Научно-методический совет (далее – совет) – это профессиональный совещательный орган управления, способствующий обеспечению качества образования посредством решения при оритетных психолого-педагогических проблем деятельности школы. 1.2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с решениями педагогического совета, организует свою работу в соответствии с Уставом школы и настоящим Положением. 1.3. В состав совета входят опытные преподаватели, заведующие ка федрами и научно-исследовательскими лабораториями, руководители ме тодических объединений и творческих проблемных групп, научный консультант (руководитель) опытно-экспериментальной работы, директор школы и его заместители. 1.4. Председатель совета назна чается на должность и освобожда ется от нее директором школы из числа зам. директора школы по учебно-воспитательной работе, имеющих управленческие и исследовательские качества. 2. Основные цели 1. Способствовать определению стратегических приоритетов образовательной программы и научно-методической работы, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов, совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы, научно-методическое содействие инновационному развитию образова тельного процесса в школе. 2. Обеспечить экспертизу наиболее важных, стратегических научно-методических и управленческих документов школы, целевой программы развития школы и ее подпрограмм, оценка перспектив ности и анализ процесса, результатов системных и комплексных нововведений. 3. Обеспечить координацию деятельности кафедр, методических объединений, временных творческих групп педагогов на основе общей стратегии и основных направлений развития школы. 3. На совет возлагаются следующие функции: 1. Определение приоритетных психолого-педагогических проблем образовательного процесса, требующих научно-методического обеспечения их решения. 2. Определение стратегии научно-методической работы школы, направленной на: - Повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образовательного процесса - Совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы. - Научно-методическое содействие инновационному развитию образова тельного процесса в школе.
3. Определение необходимости создания различных творческих коллекти вов педагогов школы и приоритетной тематики их деятельности. 4. Координация научно-методической деятельности кафедр, методических объединений, творческих проблемных групп, научно-исследовательских лабораторий, творческих педагогов. 5. Инициирование разработки стратегических документов осуществления образовательного процесса и его развития (программа развития, образовательная программа, программа опытно-экспериментальной работы и т.п.). 6. Экспертиза стратегических документов осуществления образовательного процесса и его развития (программа развития, образовательная программа, программа опытно-экспериментальной работы и т.п.). 7. Экспертная оценка процесса и результатов научно-методической работы в школе. 8. Обеспечение научно-методического сопровождения деятельности педагогического совета и администрации школы. 4. Председатель совета имеет следующие обязанности: 4.1. Обеспечивает разработку и реализацию плана работы совета на текущий учебный год с учетом планов школы, решений педагогического совета. 4.2. Обеспечивает организацию и проведение заседаний совета. 4.3. Координирует связи с социальными партнерами (вузами, учебно-методическими центрами, учреждениями дополнительного образования и т.п.), вовлеченными в научно-методическую работу школы. 4.4. По завершении учебного года представляет на педагогический совет шко лы отчет о проделанной работе. 5. Организация работы совета. 5.1. Заседания совета проходят в сроки, установленные собственным планом работы, но не реже одного раза в четверть (триместр). Заседания совета проходят в открытом режиме. 5.2. Совет должен иметь следующие документы: 5.2.1. Настоящее положение о совете. 5.2.2. План работы совета на текущий учебный год. 5.2.3. Протоколы решений заседаний совета. 5.2.4. Аналитические материалы по деятельности совета. 5.2.5. Экспертируемые научно-методические разработки педагогов школы. 5.3. Совет создается и ликвидируется по решению педагогического совета. 5.4. Утверждение и изменение данного Положения осуществляется педагогическим советом и фиксируется приказом директора школы.
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ Настоящее положение о методическом объединении разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции с изменениями от 21 июля 2005 г.), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196), Примерным положением о методическом объединении учителей-предметников и педагогических работников общеобразовательного учреждения (методические рекомендации Управления общеобразовательными учреждениями и инспектированием Минобразования России). 1.Общие положения 1. Методическое объединение – это структурное подразделение школы, осуществляю щее учебную и методическую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам. 1.2. Методическое объединение является основным учебным и методи ческим структурным подразделени ем школы, объединя ющим не менее трех учителей од ной или нескольких родственных учебных дисциплин. 1.3. Методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с решениями педагогического и научно-методического советов, организует свою работу в соответствии с Уставом школы и настоящим Положением. 1.4. Руководитель методического объединения назна чается на должность и освобожда ется от нее директором школы по представлению зам. директора школы по учебно-воспитательной работе (курирующего данную ступень образования), из числа наиболее компетентных педагогов. 1.5. Руководителю методического объединения не посредственно подчиняются учи теля-предметники, которые входят в состав объединения. 1.6. Работа методического объединения согласовывается с научно-методическим советом школы, осуществляется в соответствии с планом работы, составляемым на учебный год и утверждаемым зам. директора школы по учебно-воспитательной работе (курирующего данную ступень образования). 2. Основные цели 2.1. Способствовать обеспечению качества образования учащихся по учебным дисциплинам методического объединения. 2.2. Обеспечить тактическую реализацию стратегии методической работы школы, направленной на: - Повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для обеспечения качества образовательного процесса. - Совершенствование программно-методического сопровождения реализации образовательной программы школы. - Методическое содействие развитию образова тельного процесса в школе.
2.3. Обеспечить управление методической деятельностью педагогов кафедры. 2.4. Содействовать совершенствованию профессиональной компетентности преподавателей, необходимой для обеспечения качества образовательного процесса. 3. На методическое объединение возлагаются следующие функции: 3.1. Проведение проблемно-ориентированного анализа результатов образовательного процесса. 3.2. Выявление затруднений и успехов в профессиональной деятельности педагогов методического объединения. 3.3. Диагностика потребностей педагогов объединения в методическом обеспечении образовательного процесса. 3.4. Изучение, анализ и обобщение инновационной педагогической деятельности педагогов методического объединения. 3.5. Изучение нормативной и методической документации по содержанию и преподаванию учебных дисциплин объединения. 3.6. Утверждение индивидуальных планов методической работы преподавателей методического объединения. 3.7. Обсуждение, корректировка и принятие учебных программ по дисциплинам федерального и регионального компонентов учебного плана. 3.8. Разработка инновационных учебных программ элективных курсов (курсов по выбору, факультативов) школьного компонента учебного плана, их обсуждение и представление на утверждение педагогическим советом школы. 3.9. Проведение методической работы, содействующей развитию образова тельного процесса в школе. 3.10. Обсуждение, рецензирование, оппонирование учебно-методических материалов, разработанных педагогами методического объединения. 3.11. Содействие повышению квалификации и профессиональной переподготовки педагогов методического объединения, необходимых для обеспечения качества образовательного процесса. 4. Руководитель методического объединения имеет следующие обязанности: 4.1. Обеспечивает разработку плана работы методического объединения на текущий учебный год с учетом планов школы, научно-методического совета. 4.2. Обеспечивает совместно с курирующим заместителем директора по учебно-воспитательной работе сбор и анализ информации о качестве результатов образования учащихся по дисциплинам методического объединения.
4.3. Обеспечивает совершенствование профессиональной компетентности педагогов методического объединения. 4.4. Обеспечивает предварительную оценку профессионального уровня преподавателей методического объединения при присвоении квалификационной категории. 4.5. Способствует организации совместной работы с другими методическими объединениями, кафедрами школы, образовательными и культурными учреждениями. 4.6. По завершении учебного года представляет в научно-методический совет шко лы отчет о выполне нии плана работы методического объединения. 5. Организация работы методического объединения. 5.1. Заседания методического объединения проходят в сроки, установленные собственным планом работы, но не реже одного раза в четверть (триместр). Заседания методического объединения проходят в открытом режиме. 5.2. Методическое объединение должна иметь следующие документы: 5.2.1. Настоящее положение о методическом объединении. 5.2.2. План работы методического объединения на текущий учебный год. 5.2.3. Протоколы решений заседаний методического объединения. 5.2.4. Аналитические материалы деятельности методического объединения за учебный год; информационно-аналитические материалы по качеству знаний и умений (компетентностей) учащихся по дисциплинам методического объединения. 5.2.5. Методические разработки членов методического объединения. 5.2.6. Действующую учебно-методическую, нормативную и другую документа цию по дисциплинам методического объединения. 5.3. Методическое объединение создается и ликвидируется по решению педагогического совета. 5.4. Утверждение и изменение данного Положения осуществляется педагогическим советом и фиксируется приказом директора школы.
Оценивание качества управления научно-методической работой базируется на: квалиметрической теории сравнения и логики оценивания; целом ряде квалиметрических аксиом и теорий сравнения
Исходные показатели самооценки управления научно-методической работой: Содержание оценки: Самооценка управления качеством научно-методической работы. Предмет оценки: Управленческая деятельность директора школы, его заместителей по учебно-воспитательной работе, руководителей органов управления и структурных подразделений научно-методической работы. Тип оценки: Внутренняя самооценка. Субъект оценки: Директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководители органов управления и структурных подразделений научно-методической работы. Уровень исследования: Макро, мезо и микроисследования. Характер оценки: Апостериорный характер. Тип модели оценки: Оценивающий тип.
Результаты научно-методической работы в соответствии с ее двуединой целью проявляются в повышении профессиональной компетентности педагогов и разработке решений инновационных психолого-педагогических проблем, что в свою очередь способствует обеспечению качества образовательного процесса в школе.
Крупные блоки диагностики профессиональной компетентности педагогов как основы выстраивания всей научно-методической работы в школе: личностная готовность педагога к профессиональной деятельности (интересы, мотивы, потребности, ценности); владение психолого-педагогическими техниками и технологиями организации образовательного процесса, управления деятельностью учащихся; предметная компетентность в преподавании отдельных дисциплин; общая культура – кругозор, эрудированность.
Управление развитием профессионального мастерства учителей строится на основе мониторинга, который включает: изучение профессиональных интересов и потребностей учителя; изучение профессиональных и личных предпочтений, как одно из оснований творческого подхода к самообразованию; диагностику состояния учительской компетентности в преподавании учебных дисциплин; исследование профессиональной компетентности в организации воспитательной работы; изучение развития методического мастерства – освоение и совершенствование техник, технологий, рост методической грамотности; владение психолого-педагогическими техниками создания продуктивной атмосферы на уроке; профессиональная готовность к экспериментальной и инновационной работе; развитие рефлексии и самооценки учителя – выявление удачного опыта и затруднений, возникающих в профессиональной деятельности.
Методы диагностики профессиональной компетентности педагогов
Портфолио содержит: Учетная карточка учителя Копия аттестационного листа, представление на аттестацию Копии документов об окончании курсов переподготовки и повышения квалификации Копии наградных документов Самообразование учителя, план работы над темой самообразования, отчет по теме самообразования Выступления на МО, педагогических чтениях, педагогических советах и т.п. Участие в выставках, конкурсах, презентациях и т.п. Конспекты открытых уроков Конспекты внеклассных мероприятий и.п. Самоанализ работы по итогам года, или более длительного периода
Самооценка управления научно-методической работой призвана выполнить следующие цели: 1. Выявить слабые и сильные стороны управления научно-методической работой с учетом поставленных целей. 2. Предоставить полученные оценки для необходимых улучшений и нововведений при стратегическом, тактическом и оперативном планировании научно-методической работы.
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В.А. Сухомлинский
ГОУ СОШ № 1945 Северное Бутово, ул. Старокачаловская 22 а СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!