Основные концептуальные идеи технологии личностно-ориентированного воспитания 900igr.net
Тенденции развития современных основ педагогики: изменяется представление о личности учащегося, способной к рефлексии, саморегуляции; личность ученика становится системообразующим началом; подвергается ревизии отношение к ученику как объекту педагогических воздействий, и за ним закрепляется статус субъекта образования; наряду с социализацией важное значение придается стремлению к самореализации и саморазвитию.
Система отношений «педагог-ребенок»
Концептуальные положения 1. Центр концепции - Человек 2. Переход в сферу субъект- субъектных отношений 3.Создание условий для раскрытия личностного потенциала 4. Самовоспитание
Ценности личностно-ориентированного воспитания человек культура творчество
Модель личностно-ориентированного воспитания
Цель личностно-ориентированного воспитанияания: не формировать и даже не воспитывать, а поддерживать, развивать человека в человеке и стремиться задействовать механизмы самореализации, саморазвития.
Личностно-ориентированный подход Основные понятия Принципы Методы Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъектность Я-концепция Выбор Педагогическая поддержка Самоактуализации Индивидуальности Субъектности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Диалога Рефлексии Педагогической поддержки Диагностические и самодиагностики Создание ситуации выбора и успеха
Принципы поддержки • любить ребенка • очеловечить среду, в которой он живет • прожить в ребенке свое детство
Технологическая цепочка воспитательного дела 1. Подготовительный этап 2. Психологический настрой 3. Содержательная предметная деятельность 4. Завершение 5. Проекция на будущее
Условия реализации личностно-ориентированного подхода Направленность на самоопределение личности Учет личностного развития ребенка Поиск лучших качеств личности Диагностика личности Прогнозирование развития личности
Педагогические технологии на основе личностной ориентации Технология свободного воспитания Гуманитарно-личностная технология «Школа жизни" Технология личностно-ориентированной КТД Технологии личностно-ориентированного взаимодействия субъектов школьной жизни Технологии саморазвития личности во внеурочной деятельности Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании Педагогика сотрудничества Технология витагенного образования
Требования к личностно-ориентированным технологиям • диалогичность • деятельностно-творческий характер • поддержка индивидуального развития ребенка • предоставление пространства свободы
Алгоритм внедрения личностно-ориентированной технологии 1.Определение цели 2. Анализ ведущего противоречия 3. Выявление особенностей общего развития личности 4. Определение доминирующего вида деятельности 5. Определение задач и способов деятельности
Этапы индивидуальной работы 1 этап- диагностирование каждого ребенка 2 этап -наблюдение и изучение 3 этап –проектирование развития 4 этап –определение системы воздействий 5 этап -коррекция
Педагогическая позиция Принцип: не рядом и не над , а вместе Линия поведения: максимально развернуть возможности личностного роста Взгляд на ребенка как на партнера Способы общения: понимание, признание ребенка, эмпатия
Результаты Педагоги способны к росту Расширение способностей и перспектив ребенка Дети раскрепощаются
Критерии воспитанности уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, способность к нравственной саморегуляции поведения мера педагогической помощи
В воспитании всё дело в том, кто воспитатель! Д. Писарев