как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик
Образовательные цели урока Этапы урока ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация УМЕНИЯ –применяемые на практике знания НАВЫКИ – автоматизированные действия введение материала, воспроизведение(проговаривание) задачи и упражнения многократное повторение действия
Название Содержание Результат Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулировка проблемы проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения Поиск решения выдвижение гипотез проверка гипотез Решение – понимание нового знания Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – дидактические материалы, рукопись статьи, доклада, … Реализация продукта Предоставление продукта через публикацию, выступление Реализованный продукт- реферат, статья, доклад, книга
Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Проблемное обучение Традиционное обучение 1. Методы постановки проблемы, определения темы (развитие познавательного интереса) СЛОЖНЫЕ ПРОСТЫЕ Сообщение темы, целей и задач урока Проблемная ситуация (противоречие) → эмоция удивления «учитель» (малопродуктивно) «ученик» (редко, продуктивно), Побуждающий диалог Имитация творческой работы Подводящий диалог (к теме) Мотивирующий прием 2. Методы поиска решения, открытия знания Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы или без проблемы Сообщение знания – репродуктивные методы Проверка гипотез (поиск решения): выдвигают ученики учитель решают учитель ученики
Побуждения к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Прием 2. Сколько в нашем классе мнений? Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание похоже на предыдущее? Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?
Реакция на неожиданные формулировки: принятие без оценки «так», побуждение к переформированию «кто думает иначе» После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос. Тема урока может быть объявлена не в начале урока! При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы. Если проблемная ситуация не возникла (чаще при использ. приема № 5 - учащиеся справились с заданием), разумен выход «Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна».
-система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят ученика к осознанию темы урока (могут входить и репродуктивные задания и мыслительные) МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЕМ Если тема абсолютно новая, нет видимой связи с предыдущими? Используйте «яркое пятно», «актуальность»: сказки и легенды, случаи из истории, науки, культуры, исторические или научные шутки, дидактическую игру типа «черный ящик», ИНОЕ…
Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам «Какие есть гипотезы?» к аргументу / контраргументу: «Согласны с этой гипотезой? Почему?» к плану проверки «Как можно проверить эту гипотезу?» Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОДНОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ последовательное выдвижение гипотез учащимися «какие есть идеи?» сразу следует проверка каждой гипотезы «вы согласны?» ,«как это проверить?» неоднократное повторение до выдвижения и проверки верной гипотезы - (диалогический цикл) выдвижение («какие есть идеи?») и сбор всех гипотез учащимися. организация групповой работы по проверке каждой версии. для каждой группы свой побуждающий диалог при обсуждении: сначала ошибочные версии, потом – правильную.
Заклинило на ошибках Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы Идея невразуми-тельна Побудите автора к переформулированию идеи «попробуй выразить свою мысль иначе» Раз – и в дамки Если гипотеза одна и сразу верная (сильный класс), подбросьте ошибочную идею для проверки Стойко молчат Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабом классе), организовать ее проверку
Побуждающий Подводящий Структура Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Мысль ученика делает скачок к неизвестному, Переживание учеником чувства риска, Возможны неожиданные ответы учеников, Прекращается с появлением нужной мысли ученика. Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие творческих способностей Развитие логического мышления
Творческое усвоение знаний: каждый ученик должен сам, выразить полученное на уроке знание и представить на суд собственный продукт. Главный критерий оценки – точность (адекватность) выражения нового материала. Типы продуктивных заданий Особенности применения на формулирование темы, вопросов (задавание вопросов, опросите друг друга) - сразу после введения знаний - в конце этого или начале следующего урока на опорный сигнал (схему, символ, таблицу) в классе или дома, если О.С. не составлялся учителем при введении знаний на художественный образ (метафора, загадка, стихотворение, синквейн, сказка). дома по желанию
Развивающие ориентированы на познавательную сферу ребенка и включают развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные связаны с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.
1. Тема, знание (его тип) - 2. Постановка проблемы -Побуждающий диалог Подводящий диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом 3. Поиск решения ... … если проблема есть -Побуждающий диалог Подводящий диалог …если проблемы нет - Подводящий без проблемы диалог 4. Продуктивные задания 5. Особое внимание – оформление записей на доске Должен получиться краткий конспект, схема, позволяющая в конце урока «увидеть» все новое знание.
Е.Л. Мельникова « Проблемный урок или как открывать знания с учениками». М. АПК и ПРО 2006.