МКОУ «ОчкуровскаяСОШ» Тема:«Использование технологии сотрудничества на уроках в начальных классах» Подготовила учитель начальных классов Томиленко В. П.
ПроблемаРаботая много лет в школе, столкнулась с такой проблемой: трудно найти контакт с детьми. Они становятся пассивны, молчаливы на уроках. Это и натолкнуло меня на работу над проблемой “Технология сотрудничества на уроках в начальных классах ”.
Главная идея обучения в сотрудничествеУчиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.
Цели:Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных качеств личности (самостоятельности, трудолюбия и др.)
Технология сотрудничества (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий использую такие формы обучения во взаимодействии, как: - диалогическая, парная;- групповая;- игровая.
Классификационные характеристики:по уровню применения - общепедагогическая технология;по философской основе - гуманистическая;по основному фактору развития - комплексная биосоцио и психогенная; по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;по ориентации на личностные структуры - всесторонней гармоничная;по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;по типу управления: система малых групп;
по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;переход от педагогики требовании к педагогике отношений;гуманно-личностный подход к ребенку;единство обучения и воспитания.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Направления в педагогике сотрудничества 1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи: новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;новую трактовку индивидуального подхода;формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы Знания в школу Воспитания;постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;развитие творческих способностей ребенка;возрождение русских национальных и культурных традиций;сочетание индивидуального и коллективного воспитания;постановка трудной цели.
Построение обучения в классесоревнуются друг с другом за право называться лучшими. приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна; работают, объединившись в небольшие группы.
Принципы сотрудничества1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:- единой цели, которую можно достичь только сообща;- распределение внутригрупповых ролей, функций;- единого учебного материала;- общих ресурсов;- одного поощрения на всех.
2.Личная ответственность каждого, т.е. индивидуальная ответственность каждого ученика: успех или неуспех всей группы зависит от удач каждого ее члена. Учащиеся следят друг за другом, помогают друг другу.3. . Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
Учимся вместеКаждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом. С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально – психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Диалог – одна из форм сотрудничестваПравилами работы в диалоге: отвечать на поставленный вопрос;каждый имеет право на свою версию;каждый имеет право поддерживать версию другого;каждый имеет право критиковать версию другого.
Правила организации учебного сотрудничества на урокахсовместная работа должна занимать не более 15-20 мин. в 1-2 кл., не более 20-30 мин. в 3-4 кл; нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
Вывод:Вовлечение учащихся в активную деятельность на всех этапах урока, максимальное использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику.
Источники1. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». – М., 2003. – 272 с. 2. Селевко. «Современные образовательные технологии». – М., 2001.3. Русский язык в начальной школе / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с. [email protected] 1. Журнал «Начальная школа плюс до и после»№ 6, 2004 г., стр.69 № 1, 2008 г., стр. 16«Учебное сотрудничество младших школьников на уроках» № 6, 2008 г., стр. 19«Педагогика сотрудничества как условие развития личности»Яндекс. Картинки.