«От идеи до реализации» Основные этапы работы над проектом
Навыки и умения логического и творческогомышления, необходимые для решения исследовательских задач.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПроект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов) Метод проекта – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом – всегда решение какой-либо проблемы.Учебный проект –самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.
Метод учебных проектовВ основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов.
Основные требования к проекту 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.4.Результатом работы над проектом является продукт.5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.Проект – это “пять П”:Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация
Зачем?Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.
Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь. Научить обучающихся:сотрудничать;приобретать знания самостоятельно;систематизировать полученную информацию; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения;получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ
Выбор тематики проекта Определяется педагогом- по предмету;- в соответствии с потребностями обучающихся;- с учетом учебной ситуации;- с учетом способностей обучающихся.Предлагается обучающимися исходя из собственных интересов детей.
ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬТриада:замысел--реализация--продуктЭтапы:1. Решение2. Цель3. Задачи4. План и программа5. Проверка«на реализу-емость»6. Выполнение7. Презентация
Организация деятельностиТворческий проект «Святки»УчительОрганизует деятельность. Предлагает организовать группы, распределить роли в группах. Советует спланировать деятельность по решению задач проекта. Предлагает продумать форму презентацию.УчащиесяОсуществляют разбивку на группы.Распределяют роли в группе.Планируют работу. Выбирают форму и способы презентации предполагаемых результатов.
Осуществление деятельностиУчитель не участвует, но:Консультирует, неявно контролирует, дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.Учащиеся Работают активно и самостоятельно каждый в соответствии со своей ролью и сообща, консультируются при необходимости, добывают недостающие знания, подготавливают презентацию результатов.
Презентация результатовУчительОбобщает и резюмирует полученные результаты,Подводит итоги,Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.,Акцентирует внимание на умение работать в группе на общий результатУчащиесяДемонстрируют понимание проблемы, целей и задач,Показывают умение планировать и осуществлять работу,Представляют найденный способ решения проблемы,Проводят рефлексию деятельности и результата,Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Презентация«Святки»
Типы проектов:Исследовательские – хорошо продуманная структура; обозначение целей, актуальности для каждого участника; социальная значимость, продуманные методыТворческие – не имеют детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проектаПриключенческие, игровые …….Информационные …Практико-ориентированные – с четкой ориентацией на социальные интересы…
Оформление проектной папкиПаспорт проектаПланы выполнения проектаПромежуточные отчеты группыРезультаты исследований и анализаЗаписи всех идей, гипотез и решенийКраткое описание всех проблемЭскизы,чертежи, наброски продуктаМатериалы к презентации (сценарий)Другие рабочие материалы и черновики
Формы продуктов проектной деятельностиВыставка.«Пингвин»2. Колыбелкина Елизавета, 2»А»3. МБОУ Дороховская СОШ»4. Руководитель проекта: Кучерова Н.А.5.Цель и задачи: создание из природных материалов птицы, используя самые простые приёмы6.Содержание проекта: взять кабачок определённой формы, прикрепить крылья и ноги из ткани, сделать глазки из пуговиц7. Использовать как декор помещения
Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за результаты своей работы.
Основной тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
Результат.Главный результат проектной или исследовательской деятельности с обучающимися – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Спасибо за внимание!