Инновационные методики и технологии, направленные на реализацию ФГОС ООО Бершадский Михаил Евгеньевич Профессор кафедры развития образования АПК и ППРО, к.п.н. Автор когнитивной технологии обучения и технологии карт понятий Практикующий учитель Персональный сайт: www.bershadskiy.ru Личный е-mail: [email protected]
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностные Метапредметные Универсальные учебные действия Коммуникативные Познавательные Регулятивные Опыт специфической для данной предметной области деятельности Предметные Система основополагающих элементов научного знания Ценностно-смысловые установки Готовность и способность к саморазвитию Мотивация к обучению и познанию Социальные компетенции, личностные качества
Результаты освоения основной образовательной программы Как обеспечить достижение целей?
Проектирование учебного процесса Цели Планируемые результаты Оценивание Технологии Образовательный процесс
Основы кибернетического подхода Система требований для управления гуманитарной системой 1. Указать цели управления 2. Установить исходное состояние управляемого процесса 4.Обеспечить систематический контроль за управляемым процессом, т. е. систематическую обратную связь 3. Определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса 5. Обеспечить переработку информации, получаемой по каналам обратной связи, выработать корректирующие воздействия и их реализовать
Основы кибернетического подхода 1. Указать цели управления Диагностичность Верифицируемость Измеряемость Операциональность Достижимость
Проектирование планируемых результатов Система целей Система планируемых результатов Стандарт, программа по предмету Стандарт, программа по предмету Конкретизация целей по каждому элементу программы Ученик научится + глагол, отражающий содержание умения, + название элемента программы Ученик научится обнаруживать признаки явления теплопередачи Учащиеся научатся вычислять периметр треугольника
Проектирование системы оценивания Достижимость Измеряемость Необходима проверка на Название темы (модуля) Умение Элемент программы Определять понятия Переченьпонятий Измерять величины Перечень величин Узнавать объекты Перечень объектов Анализировать структуру текста Тип текста и его тематика Строить графики Вид функциональной зависимости Разрабатывать алгоритм Названия способадействий
Проектирование системы оценивания Система целей Система планируемых результатов Система наблюдаемых действий Стандарт, программа по предмету Конкретизация целей по каждому элементу программы Представление умения в виде наблюдаемых действий Умение Наблюдаемые действия (индикаторы) Определять понятия Воспроизводить определение Узнавать понятиепо определению Узнавать понятие по описанию Воспроизводить существенные признаки Изображать определение в видеинтеллект-карты Изображать определение в виде карты понятий Обнаруживать ошибки в определении
Представление планируемых результатов на языке наблюдаемых действий учащихся Планируемый результат Наблюдаемые действия Научить учащихся пользоваться весами для взвешивания объектов А) Помещает объект неизвестного веса на одну чашу весов. Б) Помещает объекты известного веса на одну чашу весов. В) Добавляет или убирает объекты известного веса в случае перевеса. Г) По мере приближения к равновесию использует всё меньшие веса. Д) Пытается подобрать минимальное число сочетаний известных весов, каждый раз достигая более полного равновесия (в отличии от простого угадывания.
Конкретизация результатов Когнитивная цель Наблюдаемые действия (показатели) Научить учащихся использовать навыки критического мышления при чтении 1) Проводит различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями. 2) Проводит различия между фактами и предположениями. 3) Выделяет причинно-следственные связи. 4) Обнаруживает ошибки в рассуждениях. 5) Отличает существенные доводы от не относящихся к делу. 6) Проводит разграничение между обоснованными и необоснованными оценками. 7) Формулирует на основе текста обоснованные заключения. 8) Указывает на предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.
Схема проектирования Цель ПР2 … Пок1 ПРn Пок2 … Покn Ин1 Ин2 … Инn ПР1
Основы кибернетического подхода 2. Установить исходное состояние управляемого процесса Знания Когнитивные способности Теории Память Умения Факты Восприятие Интеллект Внимание Коммуникативные Предметные Регулятивные Познавательные Методы Законы Объекты Понятия
Интеллектуальная лабильность Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности в обучении, освоении нового вида деятельности. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк. Квадрат 1. Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек). Квадрат 4. Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек). Квадрат 5. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек). Квадрат 6. Проведите линию от первого круга к четвёртому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек). Квадрат 7. Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 — в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек). Инструкция: «Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!»
Интеллектуальная лабильность 1 2 3 4 1 4 5 6 8 10 12 13 15 БНЛЕДША 16 17 18 19 20 2 3 4 5 21 7954283 8954283 22 А 23 1 2 3 4 5 24 594262
Использование данных об исходном состоянии Уровень усвоения Время обучения Скорость усвоения новой информации и формирования новых видов деятельности (тест интеллектуальной лабильности) Полное усвоение Время, отведенное программой обучения
Основы кибернетического подхода 3. Определить программу воздействий, предусматривающую основные переходные состояния процесса Цель ПР1 ПР2 … ПРn Начальное состояние
Начальное состояние Промежуточное состояние Конечное состояние (Планируемые результаты обучения) Диагностика начального, промежуточного и конечного состояния учащихся (мониторинг) Модель обучения Критерии выбора адекватной модели обучения Механизмы обратной связи База данных моделей обучения Учитель Мониторинг и оценивание 4. Систематическая обратная связь
Основы кибернетического подхода 5. Обеспечить переработку информации, получаемой по каналам обратной связи, выработать корректирующие воздействия и их реализовать
Определение образовательной технологии Дидактическая система включающая Мониторинг учебного процесса Набор моделей обучения Критерии выбора или построения адекватной модели обучения Диагностично и операционально заданные планируемые результаты Критерии применимости технологии (цели, объекты, условия) Формы Средства Методы Приёмы Если …, то …
Необходимые и достаточные признаки Переносимость процесса Гарантированность результата Объективность результата Воспроизводимость процесса
Условия организации технологического процесса в образовании Любой компонент процесса (ресурсы, операции, результаты) описан настолько детально и точно, чтобы исполнители, обладающие необходимой квалифика-цией, могли правильно выполнить все действия и операции по получению результата в нужном порядке Связь между описанием и действием должна образовывать продукционное правило «если …, то …», а между исходным состоянием и результатами – продукционную систему Описание должно представлять собой инструкцию Эксплицированный (не содержащий интуитивно понимаемых терминов), отчуждённый от автора, формализо-ванный и представленный в знаково-символической форме текст, содержащий достаточную информацию для однозначного выполнения действия исполнителем Исполнитель располагает необходимыми ресурсами Имеется объект, отвечающий условиям применения технологии Система управления обеспечивает взаимодействие между компонентами процесса в соответствии с описанием
Статистическое распределение учащихся Относительное число учащихся Качество обучения Средний результат (медиана) Мср Мср+σ Мср-σ Мср-2σ Мср+2σ Мср+3σ Мср-3σ
Классификации технологий Локальные Универсальные Метапредметные Полипредметные Монопредметные Все цели на любом содержании Все цели образовательной области Все цели одного предмета Классификации по ступеням образования и уровням учащихся Группа целей одного предмета Цели Внутрипредметные Все цели одной темы или раздела Группа целей одной темы или раздела Личн. Пред. Метапред. Личн. Пред. Группа целей образовательной области Метапред. Группа целей на любом содержании
Классификации технологий Личностные
Проектирование технологий Цели Содержание Контингент обучающихся Проектирование Бихевиоризм Когнитивная психология Выбор теории научения Психоанализ Гуманистическая психология Деятельностный подход Конструктивизм
Классификации технологий Бихевиористские технологии Педагогические мастерские Проектный метод Деятельностные технологии Система знаний и умений Личностно центрированная технология Конструктивизм Школа-парк E-learning Дистанционное обучение Программированное обучение СДМ Личностно ориентированная технология Личностное развитие УУД, система знаний, ЛР ТРКМ ТРИИК ТПФУД Ландаматика Модульное обучение Самодеятельностные Управление деятельностью
Программированное обучение Разветвлённая программа Разветвление 2 Вариант В Вариант А Разветвление 1 (в зависимости от ответа) Дополнительный шаг Основной шаг 1 Основной шаг 2 Кадр 1 Кадр 2 Кадр 3 Кадр 1 Кадр 2 Кадр 3
Классификации технологий Бихевиористские технологии Педагогические мастерские Проектный метод Деятельностные технологии Система знаний и умений Личностно центрированная технология Конструктивизм Школа-парк E-learning Дистанционное обучение Программированное обучение СДМ Личностно ориентированная технология Личностное развитие УУД, система знаний, ЛР ТРКМ ТРИИК ТПФУД Ландаматика Модульное обучение Самодеятельностные Управление деятельностью
Личностно центрированная технология Значимое обучение может появиться только тогда, когда можно «позволить студенту на любом уровне находиться в соприкосновении с важными проблема-ми своего существования, чтобы он осознавал свои проблемы и спорные вопросы, которые он хотел бы решить». Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. С англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 Источником, провоцирующим обучение ученика, является реальная жизнь, а не требования учебной программы: «Ученик знает, что для поступления в математическую школу он должен хорошо знать математику; чтобы работать в крупной корпорации, он должен получить диплом колледжа; чтобы стать психологом, надо провести собственное исследование для диссертации; нельзя стать врачом, не зная химии; нельзя водить машину, не сдав правила дорожного движения. Эти требования установлены жизнью, а не учителем ...». 1. Проблемное обучение 2. Выбор содержания Необходимые и достаточные условия возникновения значимого обучения
Личностно центрированная технология Учитель «может быть в восторге от одной темы или испытывать скуку от других тем, которые ему не нравятся. Он может быть не только злобным, но и чувствительным или сочувствующим. Это происходит из-за того, что он прини-мает свои чувства как собственные, и у него нет нужды навязывать их студентам или настойчиво требовать, чтобы студенты чувствовали то же самое». Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. С англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 Только тот учитель, который «может тепло принимать учащихся, выражать безусловное положительное отношение и который может испытывать эмпатию к чувствам страха, предвосхищения, разочарования при встрече с новым материалом, создаёт условия для значимого обучения». 3. Конгруэнтность 4. Безусловное положительное принятие учащихся Необходимые и достаточные условия возникновения значимого обучения
Личностно центрированная технология Преподаватель может эмпатийно точно понимать внутренний мир учащихся, ощущать его как будто свой собственный, но «никогда не теряя качества «как будто». Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. С англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 «В настоящей жизни оценка является как бы входным билетом, а не дубинкой для непокорных. Наш психотерапевтический опыт говорит о том, что то же самое должно быть и в школе. Это позволит ученикам, как уважающим себя и замотивированным личностям, совершить свободный выбор – хочет ли он приложить усилия, чтобы получить эти входные билеты. Таким образом, это освобождает его от необходимости следовать навязанным догмам, жить по чужим стандартам, препятствует угасанию творческих способностей». 5. Эмпатийно точное понимание внутреннего мира учащихся 6. Отсутствие процедур внешнего оценивания Необходимые и достаточные условия возникновения значимого обучения
Личностно центрированная технология Чем более широк и разнообразен спектр ресурсов, которые могут использовать учащиеся, чем больше возможностей учитель им предоставляет, тем больше вероятность того, что с помощью этих ресурсов удастся активизировать самостоятельные изыскания учеников в процессе сопоставления и обсуждения различных точек зрения. Необходимые и достаточные условия возникновения значимого обучения Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. С англ. М. Злотник. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 7. Ресурсное обеспечения учебного процесса Фасилитаторские способности Конгруэнтность Безусловное положительное принятие Эмпатийное понимание
Классификации технологий Бихевиористские технологии Педагогические мастерские Проектный метод Деятельностные технологии Система знаний и умений Личностно центрированная технология Конструктивизм Школа-парк E-learning Дистанционное обучение Программированное обучение СДМ Личностно ориентированная технология Личностное развитие УУД, система знаний, ЛР ТРКМ ТРИИК ТПФУД Ландаматика Модульное обучение Самодеятельностные Управление деятельностью
Теория поэтапного формирования умственных действий ? ? ? Тип ООД Характеристика ООД по обобщенности Характеристика ООД по полноте Характеристика ООД по способу получения I Конкретная Неполная Составлена самостоятельно II Конкретная Полная Дается готовая III Обобщенная Полная Составлена самостоятельно Обобщенная Полная Дается готовая Обобщенная Неполная Дается готовая Обобщенная Неполная Составлена самостоятельно Конкретная Полная Составлена самостоятельно Конкретная Неполная Дается готовая
Классификации технологий Бихевиористские технологии Педагогические мастерские Проектный метод Деятельностные технологии Система знаний и умений Личностно центрированная технология Конструктивизм Школа-парк E-learning Дистанционное обучение Программированное обучение СДМ Личностно ориентированная технология ТОГИС Личностное развитие УУД, система знаний, ЛР ТРКМ ТРИИК Дидактическая эвристика ТПФУД Ландаматика Модульное обучение Самодеятельностные Управление деятельностью
Проектирование технологий Цели Содержание Контингент обучающихся Проектирование Бихевиоризм Когнитивная психология Выбор теории научения Психоанализ Гуманистическая психология Деятельностный подход Конструктивизм
Научные основания когнитивных образовательных технологий Психометрия интеллектуальных способностей Когнитивная психология Нейронаука Искусственный интеллект Инженерия знаний Кибернетика Психолингвистика Педагогика
Когнитивные технологии Когнитивный стиль Ведущий канал восприятия Адаптивные технологии Метод интеллект-карт Метод карт понятий Асимметрия полушарий Скорость переработки Виды памяти Технология обучения чтению и письму Фреймовые технологии Технологии раннего обучения Когнитивная технология обучения Виды интеллекта Структура интеллекта Гипертекст Нейропсихологические технологии Визуализация информации Нейрофизиологические технологии ТРИЗ
Когнитивная нейрофизиология Метод ПЭТ Мозговой центр речи. ПЭТ - сканирование мозга во время речевого упражнения (чтение синонимов). Сканирование показывает области деятельности мозга (цвет), связанные с речью.
Когнитивная нейрофизиология Метод ПЭТ Нормальный мозг. Красный цвет в лобных долях коры указывает на высокую активность. Мозг убийцы. В мозгу осужденного за убийство активность существенно меньше: сине-зеленый цвет. Томограмма мозга больного шизофренией Томограмма мозгаздорового человека Томограмма мозгаздорового человека Томограмма мозгабольного Альцгеймера
Методы стимуляции когнитивных процессов Обогащение среды Электрическая стимуляция Стереоскопические изображения Мысленное вращение Звуковая стимуляция Магнитная стимуляция Математика Химическая стимуляция Световая стимуляция
Имплицитное обучение
Проблема понимания Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. - М.: Издательство “Лабиринт”, 1998, с. 80 «1. Капитан – адьютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме». ... 5. Один солдат – другому: «Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Проблема понимания Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. - М.: Издательство “Лабиринт”, 1998, с. 84. «Здрасьте парик! Сколько мет тебя не видел! - Привет дружище! Очень рад тебя обидеть! - Ну, растаскивай, как у меня дела? - Да в общем, с нашим не жалуюсь. Все в тебя нормально». Исходный текст: «Здравствуй, старик! Сколько зим, сколько лет тебя не видел! - Привет дружище! Очень рад тебя видеть! - Ну, рассказывай, как у тебя дела? - Да в общем, знаешь, не жалуюсь. Всё у меня нормально». Запись текста:
Д.Н. Узнадзе Мамлына Жакарэг Жёсткий, сильный, спокойный, тревожный, тяжёлый, мягкий, твёрдый, медленный, тёплый, безобидный, влажный, гладкий, быстрый, лёгкий, страшный, тихий, холодный, блестящий, упругий, громкий, слабый, колючий, тусклый, сухой. Полимодальность восприятия
Обучение чтению У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. старухой Жил старик со своею Жил старик со своею старухой
Обучение чтению Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Полимодальное восприятие Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.
Обучение письму Прописи. Архипова Н.А.
Гипертекст Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. 1. Старый, близкий к разрушению. 2. Изношенный, пришедший в негодность от времени. Углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Большая рыболовная сеть http://www.youtube.com/watch?v=BoYCwDabf_c
Технологии на основе визуализации информации Метод интеллект-карт Метод карт понятий Бершадская Е.А. Бершадский М.Е.
Карты понятий: семантическая сеть Понятие А Признак 1 Признак 2 • • • Признак k Понятие Б Понятие В Понятие Г Понятие Д Связь Связь Связь Связь Связь Связь Признак 1 Признак 2 • • • Признак m Признак 1 Признак 2 • • • Признак n Признак 1 Признак 2 • • • Признак p Признак 1 Признак 2 • • • Признак q
Связи между понятиями Семантическая сеть Понятие 1 Понятие 2 Является Состоит из Принадлежит Соответствует Описывается Характеризует Противоречит Совпадает Зависит Действует Обладает Находится Вызывает ………….. Связь
Представление информации в виде карт понятий Понятия Объекты Тексты События Люди Социальные группы Классификации Процессы Процедуры Явления Персонажи
Представление понятий
Представление понятий ??? Заряд в 1 Кл
Описание объекта с помощью карты понятий
Построение классификации
Построение классификации
Демонстрация экспертной карты