Развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений 900igr.net
Накопленный потенциал Потенциал образованности общества Доля грамотных – 99.8% (перепись) Доля занятых с профессиональным образованием – 71% Доля занятых с высшим образованием – 25% Результат – быстрая адаптация, экономические инновации даже в условиях неэффективных правовых и экономических институтов Невостребованность собственно профессионального и научного потенциала (нехватка ресурсов в сфере технологических инноваций)
Проблемы Нехватка ресурсов Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран «Замороженность» институтов государственной части образования привела к их частичному перерождению: система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства
Проблемы Из школы выпала функция воспитания Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии Оплата преподавателей отстает от альтернатив в 2-3 раза и ведет к негативному отбору. Начиная с 90-х гг. система образования выталкивает людей с высоким потенциалом и квалификацией
Основные направления развития общеобразовательных учреждений в международной практике A) Финансирование школы (Funding); B) Содержание образования и контроль за его качеством (Standards-Curriculum- Assessment); C) Управление школой (Governance- Management).
Зачем школе экономическая самостоятельность? Определить конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат); Определить объем ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе; Определить соотношение затрат и результата; Определить возможности и ограничения для той или иной организационной формы производителя образовательного продукта; Определить ответственность школы за конечный результат.
1.О политике государства в области развития экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы внедрение модели финансирования образовательных организаций всех уровней образования, обеспечивающей многоканальное поступление средств и расширение самостоятельности их использования; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование; реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования и последовательному переводу ее развития на принципы разработки и реализации инвестиционных проектов.
п. 3. Основные направления и меры реализации образовательной политики: нормативное финансирование образовательных учреждений после экспериментальной отработки его моделей и других организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование; Обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций), инвестиционной привлекательности системы образования путем внесения поправок в законодательство Российской Федерации и другие нормативные акты, стимулирование таким образом юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку. п.2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании: нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования повышение их финансово-экономической ответственности введение нормативного бюджетного финансирования обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования
Президент России В.В.Путин , Послание к Федеральному собранию 10 мая 2006 года Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний…. Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности, конечно, за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат…»
О политике МОН РФ в решении вопросов развития экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений участвующих в ПНПО Обязательные критерии: общеобразовательное учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления; разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; активная деятельность по привлечению внебюджетных средств..
2.Экономическая природа образовательного продукта Результат деятельности системы образования – образовательный продукт( в условиях денежных отношений принимает форму :услуги или товара ) обладающей определенной полезностью(благом), способностью удовлетворить потребности потребителя Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых ,материальных ,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств, создать возможности эффективного функционирования. Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса
Схема кругооборота продукта , ресурсов и денег (модель экономического механизма) Решает задачи: что делать? Как делать? Для кого? Результативность – эффективность решения задач Потребители Образовательного продукта Производители Образовательного продукта Экономические ресурсы Образовательный продукт
Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Что производить? - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы - выбор конкретных продуктов (услуг, товаров) определяет общую стратегию развития школы
Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Как производить? - оптимальный подбор ресурсов и технологий в зависимости от их наличия, качества и цен - однажды избранная технология во многом предопределяет выбор ресурсов - организация бизнес-процессов (система управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)
Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Для кого производить? - это проблема микро- и макроуровней - отношения между потребителями (учредителем, родителями ,организациями) и менеджментом школы - динамика доходов российских потребителей определяет спрос на продукты школы
Образовательный процесс Вход Выход
Технология образовательного процесса
3.Образовательное учреждение – как самостоятельный участник экономических отношений образовательное учреждение имеет статус юридического лица (статус - правовое положение, характеризующееся наличием определенных прав, обязанностей и ответственности). Юридическим лицом считается организация, признаваемая государством субъектом права, то есть участником правоотношений и, отсюда, обладателем прав, обязанностей и носителем ответственности. Статус юридического лица может быть приобретен организацией только посредством государственной регистрации. В зависимости от целей и направлений деятельности таких организаций законодательством установлены для них различные организационно-правовые формы, которые различаются не только по названиям, но и по предоставляемым им правам, обязанностям и ответственности. (Организационно-правовая форма - совокупность предусмотренных законом конкретных признаков, отличающих данную группу юридических лиц от других юридических лиц.)
Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Для образовательных учреждений принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем: формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов); самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской; распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности; арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем; привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники; оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы; самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств; самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников.
Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).
Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Правовая база Кадры : - руководитель - главный бухгалтер - заместитель по АХЧ - заместители по УВР - заместитель по экономике Информационные технологии :в управлении и бухучете Создание условий на местном уровне: - специалисты управления, - ЦБ, Ресурсное обеспечение : Договора на обслуживание Образовательная программа и стратегия ее развития Управляющий совет
Рамочные цели становление свободной, инициативной, ответственной личности (принцип индивидуализации образования), формирование успешной и эффективной личности (деятельностный подход в образовательном целеполагании, компетентностный подход), рост собственной ответственности школы (принцип автономии школы)
Рамочные цели Рост автономии школы. Делегирование ей прав на распределение бюджета и управления ресурсами, в том числе кадровыми Включение общественности в управление школой. Пересмотр функций и способов работы школьной инспекции (resp. аттестации) Учет материалов самооценки школ (self-evaluation), а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения Переход к оценке школ и учащихся по принципу шага развития (Value added – «добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие
ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ Рост доходов школы: … Расширение деятельности школы: … Сокращение издержек школы: … Повышение выпуска (производительности) школы: … Оптимизация активов школы: … Привлечение инвестиций:
Соотношение цели и результата задачи развития экономической самостоятельности Обеспечение равного доступа к образованию для различных групп населения
Образовательное учреждение самостоятельный участник экономической деятельности
Статус образовательного учреждения Образовательное учреждение Юридическое лицо Учреждение Бюджетное учреждение Бюджетополучатель Налогоплательщик Государственный заказчик
Образовательное учреждение Закон об образовании от 10 июля 1992г. – ст.12 п.1 …учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников
Образовательное учреждение В Законе РФ "Об образовании" слова "образовательное учреждение" употребляется в двух смыслах: (1) как обобщающий термин для обозначения всех образовательных организаций любой организационной правовой формы, в том числе и в форме не-учреждения, например, фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, общественной организации граждан и др. (2) как образовательную организацию в форме учреждения в соответствии с определением Гражданского кодекса РФ.
Юридическое лицо Закон об образовании от 10 июля 1992г. – ст.12 п.2 Образовательное учреждение является юридическим лицом
Юридическое лицо - ГК РФ ст.48 Имеет…в оперативном управлении …имущество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Собственность или имущество переданное в оперативное управление Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом. Юридическим собственником является публично-правовое образование: государственное (РФ и субъекты федерации) либо муниципальное (городской округ, район, поселение и др.). Поэтому собственник в реальности может быть представлен только так называемыми уполномоченными собственником органами.
Самостоятельный баланс или смета ? Из статьи 161 БК РФ. « Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.» Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ Статья 4. п.1. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации Статья 6. п.1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Статья 6. 2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: - а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; - б) ввести в штат должность бухгалтера; - в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; - г) вести бухгалтерский учет лично
Основные задачи бухгалтерского учета формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Учреждение – ГК РФ ст.120, ст.296. созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично не ставит перед собой задачу получения прибыли отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Бюджетное учреждение – Бюджетный кодекс ст.161 организация, созданная органами государственной власти для осуществления социально-культурных функций некоммерческого характера организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями. деятельность финансируется из соответствующего бюджета … на основе сметы доходов и расходов бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников
Бюджетополучатель Бюджетный кодекс РФ – ст.162 - 163 бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
В бюджетной сфере предполагается обеспечить: концентрацию средств федерального бюджета на развитии системообразующих "точек роста" в образовании; повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов в сфере образования; содействие развитию различных организационно-правовых форм образовательных организаций; повышение уровня внебюджетного софинансирования образования, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
Эволюция модели организации бюджетного процесса Раньше - Управление затратами годовой бюджет «финансирование расходов» целевое использование - соответствие плану индексация прошлых расходов и «регламентированный бюджет» отчетность об «использовании» средств В настоящее время - Управление результатами многолетний финплан (бюджет) действующие и принимаемые обязательства целевое использование - ориентация на результат расширение полномочий и ответственности распорядителей отчетность о результатах использования средств
Налогоплательщик Налоговый кодекс РФ – ст.19 Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Государственный заказчик Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ст.4 Государственные заказчики Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
Осуществление самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности
Финансовый менеджмент Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности. Управление финансами включает - финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционной программы ( в образовательном учреждении , как составная часть программы развития),организации управленческого учета и контроля. Финансовое управление – совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения возникают тогда ,когда нужно найти финансовые ресурсы т.е. ответить на вопрос ,где взять деньги? В данном случае мы говорим о финансовых активах образовательного учреждения – совокупности его обязательств ( по оплате труда, по договорам на получение коммунальных услуг и т.п.) Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить деньг. Принимая инвестиционные решения школа имеет дело с реальными активами – все то, что принадлежит данной организации и является обязательным условием ее деятельности( денежные средства ,основные фонды, имущество и т.п.).
Эффективность финансового менеджмента в бюджетном учреждении Сущностью эффективного финансового управления является бюджет, для бюджетной организации – это смета доходов и расходов, формируемая как за счет бюджетных поступлений ,так и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
Казначейское исполнение бюджета Бюджетным кодексом РФ на органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Основная цель системы казначейского исполнения бюджета – введение системы контроля за использованием бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование. Указанная цель достигается за счет расходования бюджетных средств с единого счета бюджета через систему открытых в казначействе лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Принципы бюджетной системы РФ Бюджетный кодекс РФ – Статья 34. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Бюджетный процесс Месяц Наименование мероприятия Исполнитель январь Годовой отчет за предыдущий финансовый год учреждение февраль Анализ расходов предыдущего года учреждение март Расчеты потребности на следующий финансовый год учреждение апрель Свод потребности по территории Доведение контрольных цифр бюджета на следующий финансовый год Планфин ОУО Минфин Май Анализ контрольных цифр бюджета Представление разногласий к бюджету Планфин ОУО
Бюджетный процесс июнь Принятие бюджета на следующий финансовый год Субъект федерации муниципалитет Сентябрь-октябрь Уточнение потребности бюджета по показателям (контингент) учреждение ноябрь Принятие Закона о бюджете на следующий финансовый год Доведение бюджета до ОУО Доведение бюджета до учреждений Распределение бюджета по статьям расходов и представление смет на утверждение Законодательный орган Фин.орган Планфин ОУО Учреждение декабрь Свод смет и составление росписи расходов Заключение договоров и представление заявки на финансирование января Планфин ОУО учреждение
Нормативное финансирование В различных регионах – с 2000 года Принцип распределения бюджетных средств между учреждениями Экспериментальная отработка моделей Нормативы установлены на типы и виды учреждений, а не на программы. Состав затрат, включенных в норматив.
Развитие бюджетного финансирования финансирование по нормативам на одного учащегося («подушевые» региональные и муниципальные нормативы финансирования школы); стимулирующее финансирование (Нац. проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней); программное финансирование развития (в т.ч. материальной базы, информатизации, реструктуризации сетей и др.).
ЦЕЛИ НОРМАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ «деньги следуют за учащимися», объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся. Финансируется не функционирование образовательного учреждения ,а предоставленные им образовательные услуги. необходимость мобилизации ресурсов (в основном, за счет повышения эффективности). Обеспечение равного доступа к образованию для различных групп населения, общее образование является общедоступной, бесплатной услугой оказываемой на местном уровне.
Расширение полномочий образовательного учреждения при введении нормативного финансирования Самостоятельное распределение бюджетных средств по направлениям расходов в пределах суммы, определенной по нормативу.
Смета доходов и расходов Наименование показателя Код статей Исчислено учреждением Утверждено на ________ год Всего: В том числе по кварталам: 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 01 02 03 04 05 06 07 08 Доходы всего: в том числе Поступления из бюджета Платные образовательные услуги Расходы всего: в том числе: Оплата труда Приобретение услуг Наименование показателя
Показатели для расчетов к смете Учебный год Финансовый год Контингент Кол-во ставок Кол-во педагогических работников Кол-во тел.номеров, квт/ч, кв.м, куб.м, теплосчетчиков и т.д.
Расходы бюджетов Бюджетный кодекс РФ – Ст. 65 – 66. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы
Капитальные расходы Бюджетный кодекс РФ – ст.67. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Текущие расходы Бюджетный кодекс РФ – ст.70. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов, в порядке, предусмотренном статьей 71 БК. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Статья 71 БК РФ. Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. P.S. Указ Президента РФ № 305 от 08.04.97г. – 2500 МРОТ.
Классификация расходов бюджетов ( 115-ФЗ от 15.08.96) Функциональная: - раздел ( 07, 04,10) - подраздел ( 01-ДОУ,02-общее и доп.образование, 09 – учреждения, обеспечивающие предоставление услуг) - целевая статья: 420 01 00 – ДОУ 421 01 00 – школы 435 01 00 – УМЦ 452 01 00 – ЦБ, Дирекция, - вид расходов 327 – подвед. учр. Экономическая – в смете учреждения статьи расходов
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ (приказ МФ РФ № 168н от 08.12.06.) 210 - Оплата труда и начисления на оплату труда 211 - Заработная плата 212 - Прочие выплаты 213 - Начисления на оплату труда 220 - Приобретение услуг 221 - Услуги связи 222 - Транспортные услуги 223 - Коммунальные услуги 224 - Арендная плата за пользование имуществом 225 - Услуги по содержанию имущества 226 - Прочие услуги 262 - Пособия по социальной помощи населению 290 - Прочие расходы 300 - Поступление нефинансовых активов 310 - Увеличение стоимости основных средств 320 - Увеличение стоимости нематериальных активов 340 - Увеличение стоимости материальных запасов
Подстатья 211- заработная плата расходы по заработной плате; основному и дополнительному денежному довольствию военнослужащих; дополнительной плате за сверхурочную и ночную работу, а также за работу в выходные дни; оплату отпусков; стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.); выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, только в случае заболевания или полученной травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) самого работника.
Подстатья 212 - Прочие выплаты расходы по оплате суточных. выплаты по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет (Указ Президента № 1110 от 30.05.94г., Постановление Правительства РФ № 1206 от 03.11.94г.); Компенсация за методическую литературу.
Подстатья 213 - Начисления на оплату труда расходы по оплате работодателем единого социального налога в соответствии с главой 24 НК РФ( в настоящее время – 26 % от ст.211) , взносы по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( в настоящее время – 0,2 % от ст.211) .
Подстатья 221 - Услуги связи оплата использования телефонных, телеграфных каналов связи (в том числе регистрация сокращенных телеграфных адресов), оплата каналов передачи данных (информации), оплата услуг почтовой связи (в т.ч. оплата услуг фельдъегерской и специальной связи), оплата документальной электросвязи, радиосвязи и мобильных телесистем, оплата сотовой и пейджинговой связи, оплата глобальной информационной сети Интернет, соединительных, специальных и прямых линий связи, расходы, связанные с предоставлением доступа к каналам связи (установка телефонов и других средств связи).
Подстатья 222 «Транспортные услуги» найм транспортных средств; услуги по пассажирским и грузовым перевозкам; транспортных расходов по служебным командировкам; другие транспортные услуги (за исключением расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Подстатья 223 «Коммунальные услуги» оплата отопления, в том числе технологических нужд; потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги); потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей; водоснабжения (в том числе горячего), канализации, ассенизации.
Подстатья 225 «Услуги по содержанию имущества» расходы на оплату услуг сторонним организациям, связанные с содержанием в соответствии с правилами и нормами эксплуатации нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении либо в аренде: - содержание в чистоте инвентаря, помещений, зданий, дворов; - пуско-наладочных работ, техническому обслуживанию и ремонту всех видов техники (включая лифтовое оборудование, компьютерную и оргтехнику, средства связи, приборы и т.п.), транспортных средств; - текущему и капитальному ремонту имущества (инвентаря, мебели, зданий, сооружений, включая их благоустройство и реставрацию и др.); - других услуг, связанных с эксплуатацией имущества.
Подстатья 226 «Прочие услуги» расходы на оплату услуг сторонним организациям, не отнесенные на подстатьи 221-225, в том числе: - оплата договоров на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, - охрана, - юридические услуги, - возмещение проживания в командировках, - изготовление печатей, штампов, бланков, - архивные работы, - погрузо-разгрузочные работы, - подписка.
Подстатья 262 «Пособия по социальной помощи населению» расходы на выплаты населению, производимые вне рамок государственных программ социального страхования (пособия по безработице, выходные пособия при увольнении сотрудников, пособия и компенсации в рамках социальной помощи, установленные законодательством ( пособия многодетным, ЛТО, питание школьников).
Подстатья 290 «Прочие расходы» расходы по выплате стипендий; оплата налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; другие расходы, не отнесенные на подстатьи 211-263.
Подстатья 310 «Увеличение стоимости основных средств» расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе: - зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений (включая приобретение квартир в многоквартирном доме), машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), медицинского инструментария, драгоценностей и ювелирных изделий, сценическо - постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (столов, книжных шкафов, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и других предметов хозяйственного инвентаря); - машин, оборудования, материалов для подрядчика; - вооружения, военной и специальной техники; - прочих основных средств.
Подстатья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе: - авторских и иных договоров на создание научных разработок, а также на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав и др.; - патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения; - свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; - прав на "ноу-хау"; - исключительных прав на программное обеспечение и баз данных для ЭВМ; - прочих нематериальных активов.
Подстатья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе: медикаментов и перевязочных средств; мягкого инвентаря; посуды; продуктов питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам; горюче-смазочных материалов, включая специальное топливо; всех видов котельно-печного топлива; строительных материалов; силикатных материалов; лесных материалов; металлоизделий; санитарно-технических материалов; электротехнических материалов, химико-москательных материалов; хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей, кормов и фуража, семян, удобрений и других компонентов для содержания и воспроизводства рыб, возвратной и обменной тары, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, металлов, электроматериалов, радиоматериалов, фотопринадлежностей, подопытных животных, книжной, иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов), запасных частей, молодняка всех видов животных и животных на откорм, посадочного материала, приобретение лесорубочных билетов для заготовки дров; спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; прочих материальных запасов.
Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность В соответствии с положениями БК, доходы школы от оказания платных образовательных услуг, аренды и других возмездных сделок, не могут быть отнесены к внебюджетным средствам, а являются неналоговыми доходами муниципального бюджета.
Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность пунктом 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ установлено, что "если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе". Таким образом, у бюджетного учреждения - школы, - появляется право самостоятельного распоряжения.