ЗАЧЕМ УЧЕНИКУ «ПОРТФОЛИО»? Формирование «портфолио» ученика (портфеля достижений школьника). 900igr.net
ЧТО ТАКОЕ «ПОРТФОЛИО»? С чего все началось? С приказа Минобразования России и Российской академии образования от 05.12.2003 N 4509/49 по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Необходимость создания портфолио (портфеля личных достижений ученика) возникла в связи с переходом к предпрофильной и профильной подготовке учащихся. Термин «портфолио» (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) пришел к нам из бизнеса и политики. Значение: - предмет для хранения и переноски письменных работ, документов а) портфель б) «дело», папка; - должность министра; - серия работ, документов, бумаг, объединенных общей темой. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения
"У КАЖДОГО УЧЕНИКА БУДЕТ "ПОРТФОЛИО", ТО ЕСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ "ПОРТФЕЛЬ" ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ - РЕЗУЛЬТАТЫ РАЙОННЫХ, ОБЛАСТНЫХ ОЛИМПИАД, ИНТЕРЕСНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К УГЛУБЛЕННОМУ ИЗУЧЕНИЮ РЯДА ПРЕДМЕТОВ". В.М.ФИЛИППОВ Школьный портфолио – это рабочая папка, содержащая многообразную официальную информацию, которая документирует приобретенный учебный опыт и разнообразные творческие достижения учащихся. Кроме результатов учебного процесса, автобиографических данных, грамот, отзывов, планов здесь может быть коллекция разнообразных исследований и творческих работ учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных внешкольных областях.
ЦЕЛЬ ПОРТФОЛИО - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы. Аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы
ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО: Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
Официальный портфолио Портфолио документов Тематический портфолио Портфолио достижений Проблемно-исследовательский Портфолио идей Портфолио - отчет Портфолио- портрет Портфолио «для себя» Портфолио «для других» Портфолио процесса
На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный портфолио, где перечисленные выше виды являются его основными разделами.
КОМПЛЕКСНОЕ ПОРТФОЛИО – НАЛИЧИЕ ТРЕХ СОСТАВЛЯЮЩИХ: «Портфолио документов» (документированные индивидуальные образовательные и творческие достижения ученика школы); «Портфолио работ» (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных практиках, спортивных и творческих конкурсах); «Портфолио отзывов» (оценка учеником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, работниками системы дополнительного образования и др.) «Портфолио отзывав» представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр.
ОСОБЕННОСТИ ПОРТФОЛИО НА ТРЕХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ. Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4-е классы) Вторая ступень обучения (5 – 8-е классы).
Третья ступень обучения (9 -11 классы). Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности. Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9 – 11-х классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности. Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
АЛГОРИТМ ЗАПУСКА ПОРТФОЛИО 1. Мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио 2. Определение вида портфолио 3. Сроки сдачи и время работы над портфолио 4. Общее количество рубрик 5. Критерии оценивания 6. Способы оценивания
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть портфолио ученика российской школы, на данный момент нет. Разумнее всего в школьном портфолио использовать следующие разделы и документы: автобиографию, резюме или анкетные данные, аттестат об основном общем или полном среднем образовании, сводную ведомость годовых оценок по предметам за 5-9(11) класс, выписку о результатах экзаменов, грамоты и дипломы за участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня, сертификаты, перечень курсов по выбору и факультативов, характеристику классного руководителя, отзывы об участии в общественной жизни, благодарности и рекомендации, тематику творческих и научно-исследовательских работ (или сами работы), эссе «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СБОРУ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОРТФОЛИО РАЗДЕЛ I. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ При систематизации документов данного раздела следует обратить внимание на их ранжирование по масштабности тех мероприятий, в которых вам удалось принять участие. Разумеется, на первое место вы вправе поставить диплом победителя или участника областной олимпиады по конкретному предмету. Только имейте в виду, что этот предмет должен совпадать с предполагаемым профилем обучения в десятых-одиннадцатых классах. Если вы предъявите диплом победителя другой олимпиады, муниципальная экспертная группа вправе порекомендовать вам изменить свое решение и перейти на соответствующий профиль, которому соответствует предъявленный вами диплом. Поэтому подумайте, надо ли вам все свои дипломы и сертификаты включать в данный раздел. Это не означает, что вы должны выбросить все, что не нужно для выбранного вами профиля. Храните эти документы, они могут вам пригодиться, если не в школе, то при поступлении в вуз или на работу. Итак, на первое место вы ставите документ, который свидетельствует о ваших максимальных достижениях, с учетом будущего профиля обучения, а затем чуть меньшего масштаба и т.д. Помните о том, что все представленные в этом разделе документы будут оцениваться и получать соответствующий балл по шкале, которая утверждается вашей муниципальной образовательной сетью. После оценки документов их названия включаются во вкладыш в ваш аттестат об окончании основной средней школы.
РАЗДЕЛ II. КУРСЫ ПО ВЫБОРУ, ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ Материалы этого раздела не менее важны, чем сертифицированные официальные документы, представленные в первом разделе портфолио. Прежде всего, следует обратить внимание на соответствие содержания курсов по выбору, которые вы смогли посетить, выбранному вами профилю дальнейшего обучения. Особенно аккуратно оформляйте свою зачетную книжку, которая является официальным документом, подтверждающим факт прохождения вами данных курсов. Такое же пристальное внимание следует уделить и содержанию представленных творческих работ на предмет их соответствия профилю вашего будущего обучения. Ваши самоотчеты о социальной практике, которую вы сумели пройти, также должны в целом соответствовать будущему профилю. Это не означает, что вы не должны указывать все остальные творческие работы и социальные практики, но в совокупности эти материалы должны дать довольно четкую картину соответствия тех видов деятельности, которыми вы занимались, содержанию предметов профильного обучения, где вы намерены заниматься в течение 10-11-х классов полной средней школы.
Раздел III. Отзывы и рекомендации Данный раздел завершает ваш портфолио, поэтому его информация должна заинтересовать тех, кто продолжает знакомиться с вашими документами. Если же ваше резюме и автобиография покажутся мало интересными, есть реальный шанс, что этот человек просто не станет читать дальше материалы этого раздела и составит о вас неверное представление по этим нескольким небрежно и неполно составленным документам. Отнеситесь к этому разделу достаточно серьезно, это визитная карточка, по которой обычно делают вывод о деловых качествах человека. Отзывы и рекомендации, представленные в данном разделе, служат лишь вспомогательным материалом в случае необходимости уточнить ваши личностные характеристики. И, тем не менее, не следует пренебрегать этими материалами, так как порой именно они могут сыграть решающую роль в предоставлении места на профильном обучении.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО – ПОРТФЕЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКА Если ты решился составить свой портфель достижений – школьный портфолио, ты – смелый, уверенный, настойчивый, целеустремленный человек. Не все могут воспринять твою идею портфолио положительно, но на всё «непонимание» отвечай мудрой мыслью: «Когда человек не знает к какой пристани он держит путь, то ни один ветер не будет ему попутным». Сенека Кроме учебных результатов, анкетных данных, грамот, отзывов, планов в портфолио может быть коллекция исследований и творческих работ учащегося, демонстрирующая, прогресс и достижения в различных внешкольных областях. Подходить к созданию портфолио нужно творчески, но серьезно; материалы должны быть оформлены грамотно, эстетично, в одном деловом стиле. Скажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь. Древняя восточная мудрость
У тебя все получится!
ПОРТФОЛИО Портфолио - новый, интересный, современный по способам подачи информации документ, позволяющий всестороннее раскрыть человека Портфолио дополняет традиционные оценочные средства, такие как тесты и экзамены, характеристики и отзывы, дневники, ведомости и личные дела Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и процесс самооценивания. Ученик выступает как активный участник процесса оценивания. Педагогическая философия портфолио предполагает не только акцентирование самооценки, но и перенос ударения с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он умеет и может. Портфолио стимулирует стремление к новым достижениям и развитию Нельзя слишком переоценивать портфолио, он даёт большое представление о результатах, но в тоже время редко описывает процесс индивидуального развития ученика, его учебного стиля. Составить и оформить портфолио сложно для учащихся, которые ведут «скромный образ жизни». Механизм внедрения, содержания, оценивания и использования школьного портфолио ещё не отработан, применяется лишь в отдельных учреждениях. Сложно количественно, в баллах оценивать дела человека и ценность разных рубрик Нельзя сказать, что, посмотрев портфолио, мы составим правильный и полный портрет автора и можем только по нему оценить и решить судьбу ученика. + -
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Чистякова С.Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Новая школа, 2004 Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.- СПб.:КАРО, 2003 Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005 Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005.– №3., стр. 45 – 56. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. – №3, стр. 51-53. Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. // Физика в школе. 2005 . – №8, стр. 64-66. Сборник материалов в помощь организаторам предпрофильной подготовки девятиклассников / Сост. Молчанова Е.В., Нестерова Л.Н. –Архангельск, 2004. http://www.solnet.ee/parents/p1_61.html Людмила Орлова Портфолио школьника