Организация групповой работы на уроках в начальной школе 900igr.net
«Ствол не доходит до всех самых крайних ветвей, но, оставаясь на своем месте, сообщает сок главным,' примыкающим к нему ветвям; те передают его другим, и таким образом сок переходит последовательно вплоть до последних и самых маленьких веток Дерева».
«Одновременно учиться и обучать тому, что усвоено», «Все то, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других», «Как можно больше спрашивать, спрошенное усваивать, тому, что усвоил, обучать - эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя».
При групповых методах работы действуют принципы: Взаимного обогащения; Обмена информацией; Активности (исчезает анонимность деятельности); Использования личного опыта; Взаимопомощи, взаимоподдержки и личного и личного взаимопонимания; Ответственности и долга; Общего анализа деятельности;
Воспитательные задачи при групповой работе : умение слушать и слышать; правильно воспринимать обучающую задачу; умение правильно относиться к своей работе и коллективной; умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей; умение подчиняться правилам поведения в группе; умение преодолевать трудности, конфликты; это мощный фактор психического развития учащихся; общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости; практикуются контроль и оценка ситуации; возможность равноправия в развитии самостоятельности мысли, личных черт и личной позиции.
Навыки самостоятельной работы Уметь без систематического контроля, помощи и стимулирования :о стороны учителя работать на уроке и дома. Уметь организовывать отдельные формы работы и всю учебную деятельность по составленному плану. Уметь контролировать свое поведение. Осознавать границы своих знаний и умений, преодолевать границы незна ния, разумно сомневаясь.
Правила создания проблемных ситуаций в обучении Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учеб ного материала. В качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.
Мотивы включения в совместную учебную деятельность Вместе работать веселее и интереснее. Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых. Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы). Лучшее запоминание материала. Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения. Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Методы группового обучения Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей. Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. общественный смотр знаний проводится для проверки, оценки и коррекции уровня знаний за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях
Основные противопоказания Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока». Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
Дидактическая игра «Работа в группе»
8 = 4 + 4 8 = 1 + 7 8 = 2 + 6 8 = 3 + 5
Прочитайте задачу; Выделите условие и вопрос задачи; Обсудите запись краткого условия задачи; Запишите краткое условие задачи; Решите задачу самостоятельно; Обсудите свой ответ задачи с товарищами;
Отличия группового метода работы от фронтального В групповом методе (ГМ) учителю нетрудно приспособить к темпу работы каждого ребенка. Ученик имеет возможность аналитически сравнить работу свою и каждого. ГМ дает возможность учителю управлять мотивами поведения (через своих помощников). Воспитание каждого ребенка проходит незаметно для него через общение в группе и в воспитании поведения в малой группе В ГМ дети учатся вести диалог ГМ регулирует взаимоотношения в группе. ГМ воспитывает положительное отношение к учебе, к умственному труду в целом. ГМ формирует навыки самостоятельной работы. ГР формирует учебный мотив.
Плюсы группового обучения : психологический комфорт в общении; воспитательное значение; создание творческого характера мышления в работе; возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к окружающим сотрудникам; возможность добывать знания самостоятельно; момент игры; возможность открыто помогать друг другу; учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся; отсутствуют дисциплинарные нарушения; учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Проблемы и трудности группового обучения, которые определяют задачи для дальнейших исследований: охват объема знаний каждым ребенком; проблема личной победы; темп работы - нет времени на «подумать»; учет личного вклада в коллективную деятельность; внутригрупповое распределение.
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы: нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.