Тема: «Значение и эффективность домашнего задания в учебной деятельности» «Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной деятельности; …способность прочно усвоять и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе …» Н. Запольский, 1884г. 2. «Домашнее задание - одно из печальных недоразумений наших дней». В.Куницкий, 1902г. «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника». Эльконин - Давыдов 900igr.net
Остро встают вопросы: Что задавать? Как задавать? С какой целью? Для чего задавать? Нужно ли всем одинаковое домашнее задание? Как часто и вообще нужно ли его проверять? Если ребенок не выполнил домашнее задание, это «2»? Эффективно ли это?
Цель педсовета осознание проблемы домашнего задания в современном мире, анализ ее с разных позиций; представить свой опыт по данной теме; дать рекомендации для дальнейшего использования; ознакомить с нормативными документами по вопросам объема и дозировки домашнего задания.
Домашнее задание: это право ребёнка заниматься во внеурочное время или ежедневная обязанность? Домашнее задание. Полезное, интересное. Выполнять, повторять, размышлять. Без терпения нет умения. Знание. Домашнее задание Утомительное, нудное Занимаюсь, не отдыхаю, устаю Домашнее задание – очень неудобно Время.
Противоречия. «Учителей больше всего не устраивает неуспеваемость детей в прямом смысле этого слова – многие дети не успевают усвоить к заданному сроку обязательный программный материал….»! «Родителей не устраивает то, что для обеспечения успехов детей в учебе приходится прибегать к помощи репетиторов, дополнительным занятиям дома, а подчас и к выполнению домашних заданий за детей. Родителей не устраивает то, что за школьные успехи дети часто платят здоровьем, что они не застрахованы от унижений и оскорблений…» «Учащихся не устраивает то, что в условиях школы постоянно приходится ожидать каких-либо неприятностей, что школа претендует на все их свободное время, хотя для нормального развития важна не только школьная учеба, но необходимы и творческие занятия, и спорт, и общение со сверстниками».
Высказывания ученика «У нас в школе много задают домашнего задания. Такое ощущение, что учитель, думает, что только по его предмету задано домашнее задание, и больше нам ничего делать не надо». « Кто хочет учиться и видит в этом смысл, тот повторит материал дома и без задания, а кто не хочет или не может - того и домашнее задание не спасет. А «2» добавится».
Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии. 1. Отсутствие общих учебных умений: не владеют приёмами учебного труда; не усваивают программный материал; не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале. 2. Недостатки в развитии: неустойчивое внимание; замедленный темп работы; инертность мышления; слабые навыки чтения; низкий уровень речевой культуры; отрицательное отношение к учению. 3. Отношения с участниками образовательного процесса: трудности в общении с учителем; трудности в общении с родителями; воспитателями; трудности в общении со сверстниками.
Виды домашних заданий: Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для учащихся. Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня. Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов. Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Выделяют три уровня домашнего задания: 1-й уровень – обязательный минимум. Цель: закрепление знаний. 2-й уровень – тренировочный. Цель: отработка умений и доведения их до автоматизма. 3-й уровень – творческий. Цель: добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей.
Требования к организации домашней работы: Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить. Обязательность выполнения и проверки домашнего задания. Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке. Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания. Постепенное и последовательное усложнение заданий. Взаимосвязь классной и домашней работы по следующим направлениям:
а) содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений; б) подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель; в) обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.
Факторы, определяющие успешность выполнения домашних заданий. Внешние факторы: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. Внутренние факторы: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.
Уверенность = Успех = Удовольствие Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом: если ему понятна суть работы; если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими; если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.
Домашнее задание в нормативных документах. Санин 2.4.2.2821-10 10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч..
Примерное время (в минутах) на выполнение домашнего задания Предмет 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Русский 40 40 40 40 40 Литература 20 20 20 30 40 Математика 40 40 40 40 40 История, обществозн 30 30 30 30 30 Технология 20 20 20 20 20 Музыка 20 20 20 20 Английский 30 30 30 30 40 ОБЖ 15 15 15 15 20 Физкультура 10 15 15 15 15 ИЗО 15 15 15 15 Биология, география 20 20 25 25 30 Физика, химия 40 40 40 Информатика 20 20 20 20 20
К родительскому собранию Памятка для родителей На заметку учителю. Памятка ученику «Как готовить д/з» Помощь ребенку в выполнении домашнего задания Примерное время на выполнение домашнего задания Д/з как стимул повышения интереса к предмету.
Зачем я задаю домашнее задание своим ученика? Домашнее задание должно быть «в удовольствие», тогда оно вызовет интерес у учащегося. На дом задается только то, что надо закрепить, и не должно вызвать затруднения у ученика. Стараюсь, чтобы домашнее задание оставляло место для творчества. Никогда не позволяю себе дать д/з без комментария: для чего оно? Как лучше сделать? Домашнее задание должно быть по силе любому ученику. Если сделает сверх нормы, поставлю оценку в журнал. Я всегда записываю д/з на доске. Если я задала д/з, то я его обязательно проверю, сделаю соответствующие выводы. Кто сделал Д/з оценю, напишу его ошибки, а кто не сделал – это на его совести. Планирую д/з так, чтобы оно было связано с темой следующего урока. Когда задаю д/з, считаю сколько времени затратит на него ученик, будет ли от этого польза?
Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов, одним словом, является результатом успешной учёбы в школе.
Иммануил Кант «Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».