Активизация мыслительной деятельности на уроках. Учитель начальных классов МОУ «СОШ села Старые Озинки» Бнатова Наталья Анатольевна 900igr.net
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность.
Средства активизации познавательной деятельности на уроках: - Дидактические игры. - Уроки – путешествия. - Урок – сказка. - Весёлые математические задачки в стихах. - Загадки. - Головоломки. - Кроссворды. - Ребусы, пословицы, поговорки.
Дидактические игры Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
- Игра «Почта». - Игра «Поймай бабочку», «Рыболов» . - Игра «Поезд». - Игра «Кораблики». - "Команда внимательных". - «Угадай по словесному портрету» . - "Не зевай".
Уроки - путешествия. «Путешествие в страну Витаминов», "В цирке", "Веселые страны", "Путешествие под парусами", "В зоопарке", "Полет в космос", «Путешествие в царство Снежной королевы».
Урок - сказка. На уроках - сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Веселые математические задачки в стихах. -Белка, Ежик и Енот, Волк, Лиса, Малышка Крот На пирог пришли к Медведю. Вы, ребята, не зевайте: Сколько всех зверей, считайте! (7) -Белочка грибы сушила. Только посчитать забыла. Белых было 25, да еще масляток 5. 7 груздей и 2 лисички, У кого ответ готов? Сколько было всех грибков?(39)
Загадки. - У него четыре лапки, Лапки цап-царапки. Пара чутких ушек. Он гроза для мышек. (КОТ) - Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней, Станешь в десять раз умней.(КНИГА) - Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет.(ПОДУШКА)
Загадки можно использовать при изучении цифр и чисел в 1 классе. - Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружков. Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы дружков. (ВОСЕМЬ) - Вид ее - как запятая, Хвост крючком, и не секрет Любит всех она лентяев, А лентяи ее - нет. (ДВОЙКА) - Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (ШЕСТЬ).
Загадки при работе со словарными словами. - Я землю копала – ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (лопата) - Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. (корова) - От дома начинается, у дома и кончается, Не живая, а идет, неподвижна, а ведет. (дорога).
Загадки можно использовать при изучении орфограмм или при их закреплении. - Тает, а не лёд. Не фонарь, а свет дает. (Свеча – свечка) - По морю идёт, идёт, А до берега дойдёт – тут и пропадёт. (волна – волны) - Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной.(лыжи, жи - ши).
На уроках литературного чтения и окружающего мира загадки можно использовать на каждом уроке. -На руке, и на стене, И на башне в вышине Ходят с боем и без боя. Всем нужны - и нам с тобою. (ЧАСЫ) - Годовой кусточек Каждый день роняет листочек. Год пройдет - весь куст опадет. (КАЛЕНДАРЬ)
Головоломки. Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. *** - **=1
Магические квадраты 13 11 8 9 10 15 4 5 4 1 5 3 4 2 3 4 5
«При помощи четырёх знаков». (5 * 5) * (5 * 5)= 24 (5 * 5) * (5 * 5)= 25 (5 * 5) * (5 * 5)= 26 (5 * 5) * (5 * 5)= 100 (5 * 5) * (5 * 5)= 250 (9 * 9) * (9 * 9)= 162 (9 * 9) * (9 * 9)= 18 (9 * 9) * (9 * 9)= 81 (9 * 9) * (9 * 9)= 82
Кроссворды В строчках: 1. Действие, обратное умножению. 2. Знак, показывающий отсутствие единиц. 3. Название знака вычитания. 4. Наименьшее однозначное число. В столбцах: 5. Наименьшая единица времени. 6. Число, выраженное единицей шестого разряда. 7. Фигура, ограниченная окружностью. Ответы: В строчках: 1. Деление.2. Нуль.3. Минус.4. Один. В столбцах: 5. Секунда.6. Миллион.7. Круг
Ребусы, пословицы и поговорки. Рас 100 яние 5,ница 100лб 7я лас.
Пословицы и поговорки при отработке изучаемых орфограмм на уроках русского языка Гласные после шипящих: Грибы ищут – по лесу рыщут. Шила в мешке не утаишь. Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН. Белые ручки чужие труды любят. Какова яблоня, таковы и яблочки. Правописание слов с ь – показателем мягкости. Больше думай, меньше говори. Смелость города берёт. Правописание не с глаголами. Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
"Не бери игру на урок, для того чтобы развлечься. Всё на уроке должно быть логически связано с темой и помогать раскрывать цели и задачи урока". Спасибо за внимание.