Эвристическая беседа, как метод активизации познавательной деятельности учащихся. Учитель истории МОУ «Первомайская СОШ» Лебедева Наталья Юрьевна 900igr.net
А. Барбюс Школа- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Актуальность данной работы Кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет, и как у многих эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе. Что не дает возможности удовлетворять актуальную потребность возраста - потребность в самоутверждении? Как поддерживать устойчивость внимания?
Актуальность данной работы . Столкнувшись с проблемой низкой познавательной активности на уроках истории я решила использовать частично-поисковый метод, в частности эвристическую беседу, которая позволяет заинтересовать учащихся, вовлечь в поисковую деятельность.
Цель: Активизация познавательной деятельности путем использования метода эвристической беседы.
Задачи: Способствовать развитию познавательной активности школьников, интереса к предмету. Способствовать формированию мыслительной деятельности, инициативности. Разработать методику использования проблемных вопросов и ситуаций, как форм эврестической беседы. Разработать банк проблемных вопросов. Способствовать воспитанию у учащихся чувства национальной гордости, патриотизма, любви к своему Отечеству.
Активизация познавательной деятельности как условие развития мыслительной деятельности учащихся. Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности, учащихся на уроке является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», « Откуда это вытекает?», « Как это проверить?», « Что является причиной?». Ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
Активизация познавательной деятельности как условие развития мыслительной деятельности учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся -должны отстаивать свое мнение: -принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; -ставить вопросы своим товарищам; -рецензировать ответы учащихся; -находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
Реализация метода эвристическая беседа на уроке истории (опыт). Работать кувалдой можно заставить силой, заставить думать силой нельзя!
План Проведение диагностики обучающихся 7 класса. Использование проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов при проведении дидактических игр. Анализ результатов работы. Рефлексия.
Анкетирование учащихся Анализ ответов учащихся выявил следующее: вопросы 1, 10 - учащиеся практически единогласно отвечали, что занимаются учебной деятельностью с целью общего развития; на вопросы 2, 3, 5, 8 о наличии познавательного интереса все учащиеся ответили отрицательно; на 4, 9 вопросы учащиеся давали ответы следующего характера: «я способен многое сделать, но нет интереса», «могу учиться гораздо лучше, но надоело одно и то же»; на вопросы 6, 7 даны следующие ответы: «внешний контроль в школе важнее внутренней оценки», «главное, не как я оцениваю себя, а как меня оценивает учитель»; на вопрос 11 дети отвечали, что хотят проведения уроков с использованием игровых моментов, решения интересных исторических задач, создания каких-либо творческих проектов. № вопросов Категория 7а 1, 10 Состояние учебной деятельности + - 2, 3, 5, 8 Уровень познавательного интереса - 4,9 Обоснованность самооценки + 6,7 Самостоятельность выбора и самоконтроля - 11 Недостатки в уроках истории +
Проблемное изучение материала. Цели: - способствовать активизации мышления учащихся; -формировать интерес к изучаемому материалу; Одним из распространенных методов активизации деятельности учащихся является постановка проблем во время урока. Эвристическая беседа является одним из методов проблемного обучения. Педагог ставит перед учащимся проблему. Это можно сделать с помощью вопросов. С помощью проблемной ситуации происходит мотивация для работы с документальным материалом.
Проблемная ситуация Учащиеся должны представить себя свидетелями исторического события и найти свое решение проблемы. Затем они переходят к изучению и обсуждению научной значимости реального исторического документа.
Проблемные вопросы позволяют ребятам участвовать в беседе, высказывать свое мнение: - Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле? - Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча? Проблемные вопросы
« Выскажи свое мнение» прием Цели: - активизировать мышление учащихся - умение точно и верно формулировать ответы - умение работать с источниками Участникам необходимо ответить на поставленные вопросы, обосновав свое мнение. Пример: 1.« Гроза двенадцатого года настала - кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?» А.С.Пушкин 2. Уже много лет обсуждается вопрос: надо ли было Кутузову сдавать Москву. А как считаете вы? 3. «В чем состоит наш долг перед соотечественниками- победителями фашизма?» Обсуждение этой проблемы можно провести в группах. Задание: выскажите свое мнение о том, в чем заключается долг памяти? В каких делах вы можете проявить себя?
« Отсроченная отгадка» прием В начале урока я даю загадку ( удивительный факт), отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. Загадку можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Пример: - Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока.
Вопросы для проведения беседы Россия на рубеже XVI- XVII веков: « Среди людей блуждали смерть и злоба, Узрев комету, дрогнула земля. И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя». - Как вы думаете, под впечатлением каких оценок родилось стихотворение К.Д.Бальмонта ? Россия в XVII веке : - Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум в характеристику этого времени: «Видим, яко зимя хощет быти, сердце озябло, и ноги задрожали». - В чем вы видите основную причину конфликта между патриархом и царем ?
Вопросы для проведения беседы Россия при Петре I Все ли новшества, которые ввел Петр I, носили положительный характер для российского народа? Россия в 1762- 1801 годах « Ну, барин, беда: буран! … Невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». А. С. Пушкин -Как найти путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из «бурана» истории, из этой «мглы», в которой дороги нет? Каким путем пошел Емельян Пугачев ?
Дидактическая игра Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческо-поисковом уровне.
Дидактическая игра «Чистая доска» Цели: - активизировать учащихся - активизировать обучающую функцию при опросе - поддерживать устойчивость внимания Учитель в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, записывает вопросы. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Знакомство с правилами игры. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой». Другой вариант игры, может включать небольшое соревнование: какой ряд поможет стереть больше вопросов. В этом случае необходимо отмечать, какой ряд ответил на тот или иной вопрос.
Дидактическая игра «Опрос пятерых» Цели: - развивать умение формулировать вопросы; - способствовать улучшению психологического климата в классе; - совершенствовать объективность контроля знаний; Учитель к доске вызывает 5 человек (можно меньше). Ученикам, сидящим на своих местах, сообщается, что каждый из них должен быть готов задать вопрос стоящим у доски. Начинается «огонь по стоящим». Названный ученик, не вставая с места, задает вопрос. Если ученику необходимо время для обдумывания, то тогда вопрос задается следующему ученику, а предыдущий собирается с мыслями. Учащийся, который задавал вопрос, оценивает правильность ответа и называет отметку. Секретарь ставит отметку у себя в списке. В конце подсчитывает средний балл у каждого и сообщает результат. Данная форма опроса стимулирует активность всех учащихся, развивает интерес, как к предмету, так и к занятиям. Они находятся в постоянном интеллектуальном напряжении, учатся задавать вопросы. При изучении нового материала ребята пользуются учебниками.
Дидактическая игра «Древо познания» Цели: - активизировать деятельность учащихся - Учить работе с текстом, на основе выделения главного составлять вопросы. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам даётся задание: по ходу работы с текстом записать на пяти листочках пять разных вопросов и заданий к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные вопросы могут быть оценены и прикреплены к «древу познания» (которое нарисовано на ватмане в виде обычного дерева, на ветках которого сделаны небольшие прорези со вставленными скрепками). А на следующем уроке, при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листочек (как будто срывают плод), читают вопрос и отвечают на него.
« Мозговой штурм» Цели: -активизировать мышление учащихся; - развивать умения краткого и четкого изложения мыслей 1-й этап. Создание банка идей. 2-й этап. Анализ идей. 3-й этап. Обработка результатов. Организация 1. Формируются группы из 4 человек; 2. Учитель дает всем группам общее задание ( 5 минут). 3. Представители от каждой группы отвечают по заданию. 4. Обработка результатов.
Диспут Диспут- это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой- либо проблеме с целью установления истины ( правильной точки зрения). Результативность оправдывает затраченное время, если диспут подготовлен хорошо.
« Диспут» Цели: - развивать логическое мышление -формировать умение задавать вопросы - формировать умение отвечать в эмоционально-напряженной обстановке - обучать уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения Алгоритм работы: Письменно делается объявление о диспуте, указывается тема, цель, время, место проведения. Ведущий или учитель открывает диспут. Знакомит участников, занимающих различные позиции. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме. Защитники второй точки зрения задают вопросы. После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная Подводятся итоги и делаются обобщения.
Повторное анкетирование учащихся. Анализ ответов учащихся класса показал: - изменилась мотивация учения, большинство учащихся на вопросы 1, 10 ответили «с целью получения знаний»; - на вопросы 4, 9 ребята отвечали, что «хорошо знают материал, но хотели бы знать больше»; - на вопросы 6, 7 ученики дали ответ о значимости самостоятельности выбора и самоконтроля, отметили, что «внутренний самоконтроль для них важнее внешнего»; - на вопросы 2, 3, 5, 8 о познавательном интересе единогласно дали положительный ответ; - отвечая на вопрос 11 об изменениях в уроках истории, все учащиеся отметили, что хотят, чтобы все уроки проходили в нестандартной форме или хотя бы с использованием нестандартных форм работы, интересных видов деятельности. № вопросов Категория 7а 1, 10 Состояние учебной деятельности + 2, 3, 5, 8 Уровень познавательного интереса + 4,9 Обоснованность самооценки + 6,7 Самостоятельность выбора и самоконтроля + 11 Недостатки в уроках истории -
В итоге своей работы получила следующие результаты: 7а класс- 15 человек 8а класс на конец I четверти 2007г. на конец I четверти 2008г. «5»- 2 «5»- 3 «4»- 5 «4»- 7 «3»- 8 «3»- 5 % качества составил – 47% % качества составил- 67% % успеваемости составил – 100% % успеваемости составил- 100%
Заключение В своей работе я рассмотрела приемы и методы по развитию познавательной активности учащихся. На уроках пыталась не только научить детей приемам эвристической беседы, но также способствовать формированию мыслительной деятельности, инициативности. Используя проблемные ситуации, вопросы на уроках организовывала ситуации поиска. Через изучаемый материал способствовала воспитанию любви к своему Отечеству. Данная система помогает организовать уроки интересно, занимательно, что особенно важно для развития познавательной активности школьника.