Для преподавателей ОРКСЭ Формы оценивания учащихся в условиях безотметочного обучения Подготовлено: Тимофеевой Л. В., тьютором ОРКСЭ 900igr.net
Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные. Объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества. Безотметочность курса
подведение итогов работы; сравнение (с самим собой и другими) оценивание предметных, метапредметных и личностных результатов; Следует предусмотреть проверку: достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, глубину сформированности учебных умений Оценка должна решать основные задачи:
систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов; оценивание по системе «зачет-незачет»; технологии портфолио; самооценка своей деятельности; самопроверка своих действий по овладению учебным материалом; анализ достижения (или недостижения) в конце урока, темы предполагаемых результатов; качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга; различные формы рефлексии Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать
+ освобождает учителя от излишней назидательности + развивает у детей самостоятельность, ответственность, учит оценивать себя объективно + снимает боязнь неправильного ответа и, как следствие, получение плохой отметки + искренность, активность в обсуждении проблемных вопросов и тем _ снижение мотивации в результате отсутствия оценки работы учащихся, необходимость постоянной работы над повышением мотивации Плюсы и минусы безотметочности предмета
1. Педагогическое наблюдение Качество усвоения знаний и умений может оценивается следующими видами оценочных суждений: «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки); «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит; «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
2. Метод портфолио *творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, *лучшие работы, отражающие динамику ученика, *самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, *доклады, *сообщения, *проектные работы и пр.
3. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). 4. Метод тестирования.
5. Метод эссе. Примерные темы сочинений в модуле "Основы светской этики": Почему берёзу считают символом России? Любимые песни моей мамы. Что значит быть настоящей леди? Моё любимое слово. Природа – учитель нравственности. Трудовые династии (моего рода, моего села, деревни). Реликвии моей семьи. "Всё начинается с любви" (Роберт Рождественский). Что такое « нежность»?
8. Исследовательский метод. Примерные темы исследований в модуле "Основы светской этики": История герба и флага района. "Тюмень – сокровище моё": богатства моего родного края. Мои земляки – герои Великой Отечественной войны. История одной фотографии. Прикладное искусство местных мастеров. Семья в творчестве тюменских художников. Современные семейные традиции в Тюменской области. Мой предок: чему учит меня его жизнь.
9. Метод проектов Примерные темы проектов в модуле "Основы светской этики": Кодекс рыцаря из 4а. Добро и зло в русских сказках. Правила юных джентльменов. Фотоальбом путешествий нашей семьи. Фотогалерея "Мои земляки - гордость России". Сценарий проведения "Международного дня "Спасибо" (11 января) в моём классеСценарий проведения праздника Международный день друзей (9 июня) в моём селе, деревне. Диск песен о дружбе в подарок моему классу: за что мы любим эти песни. Мудрость древняя жива: деревянное зодчество моего города, села, посёлка, деревни. Удивительное – рядом: народные ремёсла моего, села, , деревни. В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя. История родного дома. Любимый мой дворик: конкурс рисунков, сочинений, фотографий. Немеркнущая красота: парки, села, посёлка – их история и значение.
Чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо: •Участие в конкурс на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету. •Выполнение тестовых работ, работа со словарем. •Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ •Участие в творческих проектах. •Участие в празднике. •Участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ . •Внеурочной деятельности в рамках предмета.
Критерии результатов усвоения курса Инструментарий Предметные результаты: Метапредметныерезультаты Личностныекачества
Критерии результатов усвоения курса Инструментарий Предметные результаты: - тесты, - составление словарей терминов и понятий, - самостоятельная работа - защита проектов. Метапредметныерезультаты - творческие работы, - ролевые игры, - тесты. Личностныекачества - карта наблюдений, - портфолио.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!