«ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ»
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1. «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»1.1 Основной докладчик на тему «Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения» - заместитель директора по УВР Киселева Ю. В.;1. 2 Содокладчики: 1. Бураков А. Б., учитель истории 1 квалификационной категории «Воспитание на положительном на уроках истории как условие развития личности школьника»; 2. Кильянкина О. Е., учитель начальных классов, 1 квалификационная категории «Использование игровых ситуаций на уроках как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе»; 3. Царенко И. Д., учитель математики, информатики высшей квалификационной категории «Использование информационных технологий на уроках информатики как средство развития познавательного интереса к учению»; Пашкова С. Ю., учитель физической культуры высшей квалификационной категории «Игровые формы работы на урорках физической культуры как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся»; Галиулина С. А., учитель математики второй квалификационной категории «Мотивационная деятельность на уроках математики как основа интереса учащихся к изучаемому предмету».2. Анализ результатов диагностики учащихся на степень удовлетворенности преподаванием учебных дисциплин – психолог школы Медведева Л. А.3. Практическая часть: мини-форум «Интересный предмет – это…»; групповая работа «Педагогические ситуации»;
«ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ» Тема нашего педсовета выбрана не случайно. Анализ итогов 1 четверти показывает снижение мотивации к учению учащихся, что подтверждается итогами первой четверти: На конец 2007-2008 учебного количество хорошистов и отличников в 3-9 классах составляло 175 человек, на конец 1 четверти 2008-2009 учебного года эта цифра снизилась на 39 учащихся и составила136 человек;Количество учащихся, имеющих «3» по одному предмету в 3-9 классах на конец прошлого учебного года составляло 22 человека, по результатам 1 четверти эта цифра составила 24 ученика, что на 2 человека больше. Увеличение данного показателя наблюдается в параллели 5, 7,9 классов, снижение в параллели 6, 8 классов. Количество пропусков без уважительной причины увеличилось по сравнению с 4 четвертью 2007-2008 учебного года на 956 уроков (с 985 до 1941 уроков). Таким образом количество пропусков без уважительной причины на одного учащегося увеличилось в 2 раза (с 1,7 до 3,4 уроков)
Количество учащихся по классам, имеющих одну тройку за 1 четверть 2008/2009 учебного года.
Результаты обученности за 1 четверть 2008-2009 учебного года
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им – чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.
Внутренние мотивы Собственное развитие в процессе учения;Действие с другими и для других;Познание нового, неизвестного.Внешние мотивыУчеба как вынужденное поведение;Процесс учебы как привычное функционирование;Учеба ради лидерства и престижа;Стремление оказаться в центре внимания.
ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ УЧИТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ В СТРУКТУРЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ УДЕЛЬНОГО ВЕСА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ.Классификация учебных мотивов:1. Социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно развивающегося значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания);2. Познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности);3. Личностные (чувство самоуважения и стремление пользоваться авторитетом среди сверстников)
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:1) Мотивы, связанные с содержанием учения:ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуться в суть явлений и т. п.2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интелектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, то есть ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствование (получить развитие в результате учения);Узколичностные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей)
Статистика В 5-6 классах преобладает социальный мотив учения, т. е. мотив ответственности перед родителями, классом, учителем; В 7 классах – социально-познавательный мотив, т. е. еще и желание узнать новое, проявить себя;В 8 классах – стремление проникнуть в суть явлений, получить развитие в ходе учения.
Статистика Падение интереса к учебным предметам приходится на 5 и 7 классы. Школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребенка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.
Обстоятельства, снижающие интерес к учению у учащихся средней школы: 1. Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые необходимы для формирующейся личности. Однако такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит – во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.
Обстоятельства, снижающие интерес к учению у учащихся средней школы: 2. Отношение подростка к учению никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками. 3. Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:Учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;Когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);Когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;Изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;Требования, предъявляемые учителем к ученикам, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Обстоятельства, снижающие интерес к учению у учащихся средней школы: 4. Подростка не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к их планированию и управлению ими.
Обстоятельства, снижающие интерес к учению у учащихся средней школы: 5. В подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста, готовность их включаться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия не достаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе – способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.6. И ещё одна из причин снижения интереса к школе – подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.
Мини-форум «Интересный учебный предмет – это …» 1. Составьте список из 5-10 действий, которые учитель должен совершить на уроке для повышения мотивации учащихся и их желания учиться.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мини-форум «Интересный учебный предмет – это …» 2. Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему?Уровень озабоченности учащихся, их стремление дробиться успеха в учебе;Оттенки чувств (от того, как ощущает себя учащийся в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает к своей учебе);Ситуация успеха;Интерес к изучаемому предмету;Знание результатов;Внутренняя (мне нравится учиться) и внешняя мотивация (я должен учиться).
Мини-форум «Интересный учебный предмет – это …» 3. Приведите примеры высказываний учителя, стимулирующих учебную деятельность учащихся на разных этапах урока.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Педагогические ситуации» 1. Учитель спрашивает у ученика домашнее задание. Однако ученик не готов, говорит, что материал не понял. Ваши действия;2. вы вызвали родителей в школу по вопросу успеваемости одного из Ваших учеников. При беседе родители Вам заявляют, что школьную программу уже не помнят, а в школе объясняют плохо, поэтому у ребенка возникают проблемы в учении. Ваши действия.3. Вы предложили одному из лучших учеников, успевающих по Вашему предмету, принять участие в школьной олимпиаде. Однако он отказался. Ваши действия.