ИНТЕРНЕТ-ПЕДСОВЕТ «Инновационная деятельность в режиме ГОЭР «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» в рамках образовательного кластера (ГБОУ 331, лицей 623, ГБОУ 49). Итоги 1 этапа»
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №331 Невского района Санкт-Петербурга Директор Морозова Любовь Александровна
ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 49 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ: Дети со сколиозом и нарушением осанки Круглосуточное пребывание детей: пятидневная неделя; пятиразовое питание; дневной сон для 1-4 классов. индивидуальный план лечения и коррекционно-развивающая работа во II половине дня
Этапы развития 1962 г. – введена в строй 1968 г. - режим школы-интерната 1992 г.– городская экспериментальная площадка по отработке концепции школы здоровья для детей, больных сколиозом 1994 г - статус «Школа – методический центр по работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата» 1997 -2010 г.г. – статус «Школа-лаборатория» городского уровня по теме: «Создание организационно-педагогических условий по обеспечению сохранения и укрепления физического и психического здоровья, формирования здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья» 2011 -2014 гг.– районная опытно-экспериментальная площадка по теме: «Деятельность службы здоровья по повышению профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения»
Тема ОЭР ГОУ школ №49, 331, 623 Тема ОЭР ГОУ школ №49, 331, 623 «Формирование ценности ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности ОУ» Цель: создание модели формирования ценности ЗОЖ участников образовательного процесса и ее программно-методического обеспечения в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей осуществляемой образовательной деятельности учреждений разных видов: ОУ повышенного уровня, средней общеобразовательной школы, коррекционной школы Задачи: изучить теоретическое основы и практической опыт; разработать и апробировать модель: инвариантная и вариативная составляющие; разработать и апробировать программы и УМК, методически обеспечивающих реализацию модели разработать и апробировать модель мониторинга результативности формирования ценности ЗОЖ участников образовательного процесса на основе реализуемых в Санкт-Петербурге мониторингов здоровья.
Стратегия здорового образа жизни Очевидно, что причин такой ситуации много. Это и социальные проблемы, и состояние здравоохранения, и положение дел в семьях»
Российской Федерации Российской Федерации 1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента РФ 04.02.2010, Пр-271) 2. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (Приказы Минобрнауки от 17.12.10 № 1897, от 17.05.12 № 413) 3. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1.06.2012 №761) 4. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята Правительством РФ 11 октября 2012) 5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (принят Госдумой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012)
Пояснительная записка к ФГОС общего образования. Министерство образования и науки РФ. Москва, 2011 Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (ФГОС НОО, раздел 3, п. 16). воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся. Организация здоровьесберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (ФГОС ООО, п. 2.3.9)
Нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных организациях СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». СанПиН 2.2.2.2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». СанПиН 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)».
Направления деятельности школы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на разных ступенях обучения
Направления Направления 1-3. Создать условия (здоровьесберегающую среду в классе, школе), обеспечить социальную (моральную и психологическую) поддержку здоровьесберегающего поведения детей, содействующего здоровью, подкрепляющую их мотивацию соблюдать правила здорового образа жизни; 4. Сформировать правильные представления, знания о здоровье и путях его сохранения и укрепления (компетенции); позитивное личностное отношение к соблюдению правил ЗОЖ, убежденность в необходимости и желание заботиться о своем здоровье и здоровье близких и окружающих людей, а также - умения, навыки по соблюдению правил ЗОЖ; 5. разработать планы проведения методических, родительских собраний по теме формирования ЗОЖ; осуществить поиск новых направлений и форм взаимодействия с родителями; 6. анализировать эффективность здоровьесберегающей деятельности на основе ежегодного мониторинга состояния здоровьесб. среды и здоровья.
Этапы ОЭР: 01.01.2014 – 20.05.2014 подготовительный 25.05.2014 – 15.12.2014 констатирующий 01.01.2015 – 20.05.2016 формирующий 01.09.2016 – 15.12.2016 контрольный Продукты: Модель формирования ценности ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Модель мониторинга здоровья в контексте ФГОС и пакет диагностических материалов по оценке сформированности ЗОЖ участников образовательного процесса в контексте ФГОС (предметные, метапредметные и личностные результаты образования) Программы по формированию ценности ЗОЖ участников образовательного процесса в зависимости от особенностей образовательной деятельности ОУ разных видов и их методическое обеспечение Методические рекомендации для педагогов ОУ по формированию ценности ЗОЖ участников образовательного процесса в контексте ФГОС Программа внутрифирменного повышения квалификации педагогов по проблемам формирования ценности ЗОЖ участников образовательного процесса и ее методическое обеспечение Публикации по проблеме ОЭР.
Этап работы 01.01.2014 – 20.05.2014: подготовительный Этап работы 01.01.2014 – 20.05.2014: подготовительный Задачи: создание творческих групп специалистов – участников ОЭР в каждом ОУ повышение квалификации специалистов ОУ – участников ОЭР анкетирование слушателей по итогам подготовки Результат: освоение творческими группами ОУ-участников общей логики ОЭР овладение специалистами ОУ методами и приемами формирования ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС наличие творческих групп специалистов – участников ОЭР в каждом ОУ наличие профессиональных связей между ОУ - участниками ОЭР Продукты: программа повышения квалификации специалистов в области формирования ЗОЖ. анализ анкетирования специалистов, прошедших повышение квалификации.
Этап работы 01.09.2014 – 20.12.2014: констатирующий Этап работы 01.09.2014 – 20.12.2014: констатирующий Задачи: апробация модели формирования ценности ЗОЖ (инвариантный и вариативный компоненты) разработка модели мониторинга сформированности ценности ЗОЖ проведение констатирующего среза мониторинга предъявление и обсуждение предварительных результатов ОЭР Результат: моделирование формирования ценности ЗОЖ выявление реального уровня сформированности ценности ЗОЖ участников образовательного процесса, трудностей в формировании ценности ЗОЖ и путей их преодоления обобщение результатов первых проектов, направленных на реализацию модели Продукты: модель формирования ценности ЗОЖ (первый вариант) разработанные проекты по реализации модели и их методическое обеспечение пакет диагностических материалов мониторинга аналитический отчет по констатирующему срезу мониторинга
Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей: Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей: здоровье педагогов; квалификация педагогов содержание учебных предметов; внеурочная деятельность; информация, реклама; просвещение родителей; мероприятия вместе с родителями
Нормативные основания: Распоряжение Комитета по образованию от 30.12.2013 № 3159-р «Об утверждении плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, в 2014 году», раздел 2, пп. 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.7. Нормативные основания: Распоряжение Комитета по образованию от 30.12.2013 № 3159-р «Об утверждении плана-заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, в 2014 году», раздел 2, пп. 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.7.
Этап работы 01.01.2015 – 20.12.2015: формирующий Этап работы 01.01.2015 – 20.12.2015: формирующий Задачи: апробация и корректирование модели формирования ценности ЗОЖ (инвариантный и вариативный компоненты) апробация программы повышения квалификации во внутришкольном обучении педагогов ОУ и межшкольном годичном семинаре для участников ОЭР разработка проектов и программ, направленных на реализацию модели сбор методических материалов, обеспечивающих реализацию модели проведение промежуточного среза мониторинга организация дальнейшего взаимодействия участников ОЭР, в т.ч. дистанционного Результат: описание продуктивных форм и методов формирования ценности ЗОЖ описание уровня сформированности ценности ЗОЖ участников образовательного процесса разработка методических и дидактических материалов неформальное повышение квалификации педагогических коллективов ОУ Продукты: модель формирования ценности ЗОЖ (окончательный вариант) проект методических рекомендаций для специалистов и педагогов ОУ по реализации модели пакет диагностических материалов мониторинга, апробированный в ходе ОЭР публикации по промежуточным результатам ОЭР
Интернет-педсовет «Инновационная деятельность в режиме ГОЭР «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» в рамках образовательного кластера (ГБОУ 331, ГБОУ 49, лицей 623). Итоги 1 этапа»
Модель формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ГБОУ школы №331
Продукты ГОЭР ГБОУ СОШ №331
Организация здоровьесозидающей деятельности в ГБОУ СОШ №331
Дипломные работы слушателей курсов профессиональной переподготовки «Педагогика здоровья»
Авдуевская Светлана Васильевна, педагог-организатор Тема : Здоровьесозидающий потенциал искусства на уроках и внеурочной деятельности в школе. Цель: разработать методику, сохраняющую обучающимся здоровье в период обучения в творческом объединении, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
Арт-терапия и творческое самовыражение учащихся в образовательно-воспитательном процессе
ИНТЕРНЕТ-ПЕДСОВЕТ «Инновационная деятельность в режиме ГОЭР «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» в рамках образовательного кластера (ГБОУ СОШ №331, ГБС(К)ОУ С(К)ОШ № 49, ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова). Итоги первого этапа»
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) ГБОУ лицея № 623
Продукты ОЭР ГБОУ лицея № 623
Проект: «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников Проект: «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин» Зам.директора по НМР: Кузьмина Светлана Анатольевна
Цель: реализация системы духовно-нравственного здоровья учащихся Цель: реализация системы духовно-нравственного здоровья учащихся лицея, как фактора духовно-нравственного развития школьников в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для школьников: Качество личности школьников - позитивная направленность интересов, коммуникативность, толерантность, социальная активность. Активность в просветительской деятельности музея лицея в основе содержания которого лежит идея милосердия Для педагогов: Разработка и внедрение концепции духовно-нравственного здоровья учащихся; Определение условий организации жизнедеятельности школьников, обеспечение сохранности и укрепление их здоровья; Создание совета по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, организующего и контролирующего работу коллектива.
Проект: «Формирование ценности здорового образа жизни школьников в лицее медицинского профиля» Учитель сестринского дела: Милицкая Алла Юрьевна Цель: формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся лицея. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для школьников: изучение медицинских дисциплин в полном объеме дает знания и навыки по сохранению и поддержанию ЗОЖ школьников; частота применения знаний и навыков сохранения и поддержания своего здоровья в повседневной жизни напрямую зависит от длительности обучения Для педагогов: внедрение в учебный процесс новых дисциплин, способствующих формированию здорового образа жизни учащихся; формирование в условиях обучения медицинским предметам ценностного отношения к своему здоровью и окружающих людей; создание в учреждении образования организационных условий, способствующих поддержке и укреплению физического и психического здоровья учащихся
ИНТЕРНЕТ-ПЕДСОВЕТ «Инновационная деятельность в режиме ГОЭР «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» в рамках образовательного кластера (ГБОУ 331, лицей 623, ГБОУ 49). Итоги 1 этапа»
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 49
Продукты ОЭР школы-интерната № 49
ПРОЕКТ: ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО РЕЖИМА В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Педагог-экспериментатор: Шалаева Людмила Васильевна, методист
Проект «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ» Проект «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ» Педагог-экспериментатор Голубова Татьяна Юрьевна, воспитатель, руководитель ШМО воспитателей
ЦЕЛЬ: разработка системы работы учителя физической культуры с учащимися разных групп здоровья ЦЕЛЬ: разработка системы работы учителя физической культуры с учащимися разных групп здоровья ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для школьников: приобретение знаний о необходимых упражнениях и упражнениях, которые применять нельзя при определенных заболеваниях ОДА; повышение мотивации к здоровому образу жизни и регулярному использованию специальных упражнений для укрепления собственного здоровья; освоение комплекса специальных упражнений. Для педагогов: программа по физической культуре (раздел «плавание») для учащихся различных групп здоровья. комплексы упражнений для детей с нарушениями ОДА.
ЦЕЛЬ: разработать систему уроков химии, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для школьников: формирование представления о разрушающей и созидающей функции химии; обучение навыкам практического применения полученных знаний в быту. Для педагогов: методические рекомендации по построению урока (в т.ч. выбору содержания, методов, форм обучения) с точки зрения реализации принципов здоровьесбережения и здоровьесозидания.
Педагог-экспериментатор: Крупенникова Александра Алексеевна, учитель начальных классов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Для учащихся: овладение знаниями о средствах и факторах, укрепляющих здоровье; формирование устойчивых стереотипов здорового и безопасного поведения; повышение мотивации к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих и потребности применять полученные знания, умения, навыки в практике. Для педагогов: методические рекомендации по использованию здоровьесозидающих технологий для повышения здоровьесозидающего потенциала уроков ОБЖ
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ Подготовить аналитический отчет по результатам мониторинга и определить дальнейшие направления ОЭР Применить разработанную программу «Формирование ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса» для внутришкольного обучения педагогического коллектива в деятельности службы здоровья Провести апробацию и коррекцию разработанной модели деятельности школы по формированию ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса Апробировать и доработать методические продукты, разработанные в первый год эксперимента Разработать новые проекты (программы), направленные на реализацию модели, апробировать их и представить методическое обеспечение Подготовить публикации методических продуктов по итогам первого года эксперимента Подготовить совместную секцию всероссийской конференции «На пути к школе здоровья» для обсуждения предварительных результатов эксперимента Совершенствовать информационный ресурс, направленный на сетевое взаимодействие участников кластера