Базовые компетенции педагогической деятельности
Педагогическая деятельность -один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, во всестороннем развитии его способностей.
Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности - система минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.
Показатели оценки компетентности знание функций педагогической оценки,знание видов педагогической оценки,знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,владение методами педагогического оценивания,умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности как процесса обучения
Компетентности педагога компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, компетентность в целеполагании учебной деятельности, компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении, компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность), компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач, компетентность в разработке программ деятельности и поведения, компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
1. Личностные качества Вера в силы и возможности обучающихсяИнтерес к внутреннему миру обучающихся Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога) Общая культураЭмоциональная устойчивостьПозитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности Умение перевести тему урока в педагогическую задачуУмение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся
3. Мотивация учебной деятельности Умение обеспечить успех в деятельностиКомпетентность в педагогическом оцениванииУмение превращать учебную задачу в личностно значимую
4. Информационная компетентность Компетентность в предмете преподаванияКомпетентность в методах преподаванияКомпетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)Умение вести самостоятельный поиск информации
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплектыУмение принимать решение в различных педагогических ситуациях
6. Компетенции в организации учебной деятельности Компетентность в установлении субъект-субъектных отношенийКомпетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельностиКомпетентность в педагогическом оцениванииКомпетентность в организации информационной основы деятельности обучающегосяКомпетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процессаКомпетентность в способах умственной деятельности
Базовые компетенции педагогической деятельности как процесса воспитания.
Компетенции и личностные качества педагога-воспитателя Педагог- воспитатель должен быть личностью и совестливым человеком.Преподаватель должен ЗНАТЬ.Воспитатель должен БЫТЬ.
Компетенции воспитателя включить ребенка в систему межличностных отношений;дать нравственную оценку поступку;обладать «образом», к которому он ведет ученика (цель воспитания);включить учеников в ситуацию, насыщенную переживаниями;обеспечивать мотивацию желательного поведения (поступка);понимать ученика, разбираться и находить ответы, которые волнуют ученика на данном этапе его жизненного пути;осуществлять целеполагание в отношении конкретных поступков, конкретного ученика;
Компетенции воспитателя достигать понимания интересов и устремлений ученика, его внутреннего мира;устанавливать социальный статус ученика, его отношения с другими людьми и изменять их в желательном направлении;педагогически грамотно осуществлять оценивание поведения и поступков ученика;принимать решения, связанные с разрешением воспитательных проблем (конфликтов);разрабатывать программы поведения;разбираться в условиях, обеспечивающих желательный поступок;обеспечивать рефлексию учеником нравственной стороны поведения.
Базовые компетентности педагога-воспитателя
1. Личностные качества Вера в силы и возможности обучающихсяИнтерес к внутреннему миру ребёнкаОткрытость к принятию позиции воспитанниковОбщая культураЭмоциональная устойчивостьПозитивная направленность на воспитательную деятельность
2. Постановка целей и задач в воспитательном процессе Умение поставить цели воспитания по отношению к коллективу и конкретному ученикуУмение ставить воспитательные цели сообразно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников
3. Мотивация поведения (поступков) Умение провести психологический анализ поступка (поведения) воспитанника с правильных позиций Компетентность в педагогическом оцениванииУмение создать положительное эмоциональное сопровождение конкретных поступков
4. Информационная компетентность Компетентность в предмете воспитанияКомпетентность в методах воспитанияКомпетентность в субъективных условиях воспитанияУмение вести самостоятельный поиск информации
5. Разработка программ воспитательной работы и принятие решений в воспитательном процессе Умение разработать программу воспитания для конкретного воспитанника, коллектива
6. Компетенции в организации воспитательной деятельности Компетентность в установлении доверительных отношений с воспитанникамиКомпетентность в педагогическом оцениванииКомпетентность в создании воспитывающих условий