Актуальные направления деятельности ДОУ в 2012-2013 уч. году. Перспективы развития Овечкина Т.А.- к.п.н., заведующий Института детства СПб АППО
Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ в современных условиях 1.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ МОиН РФ от 27.10.2011г. № 2562-вступил в силу с 01.05.12) 2. Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 16.03.2011 № 174) 3. Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н) 4.О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ МОиН РФ от 24.03.2010 № 209) 5. Инструктивно-методическое письмо об организации и проведению аттестации руководящих работников 2 и 3 уровней (письмо Комитета по образованию от 10.04.12 №01-16-1175/12-0-1) 6.СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (введен с 01.10.2010 г.) 7. СанПиН 2.4.1.2791 -10 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 …»
8.Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введены с 16.03.2010 г) 9.Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 20.07.2011 № 2151) 10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (№ 83-ФЗ от 08.05.2010 года) 11. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» (пост. Правительства РФ от 18.04.2012 № 343) 12. «Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга» (распоряжение Комитета по образованию от 15.05.2012 № 1263-р)
Актуальные направления деятельности ДОУ 1. Реализация Федеральных государственных требований по дошкольному образованию: 1.1. Разработка и утверждение в ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса ДОУ (ее соответствие приказу Минобрнауки РФ № 655от 23.11.2009)
1.2.Обеспечение реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ: Создание условий в соответствии с «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151) Приведение в соответствие предметно-развивающей среды группы, кабинетов, залов ДОУ Приведение в соответствие системы планирования образовательной и коррекционной работы с детьми (воспитателями и др. специалистами) Оформление воспитателями и др. специалистами мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (диагностические материалы)
«ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 7 групп требований: 1)Требования к кадровому обеспечению. 2)Требования к материально-техническому обеспечению. 3)Требования к учебно-материальному обеспечению. 4)Требования к медико-социальному обеспечению. 5)Требования к информационно-методическому обеспечению. 6)Требования к психолого-педагогическому обеспечению. 7)Требования к финансовому обеспечению.
1.3. Организация мониторинга качества дошкольного образования: - (На уровне ДОУ)- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (9 интегративных качеств: физические, интеллектуальные, личностные качества ребенка)
1.4. Организация системы обучения в ДОУ педагогов и специалистов реализации ФГТ (отражение в годовом плане, в документах повышения квалификации) 1.5. Организация системы внутреннего контроля за реализацией ФГТ (административного, методического, медицинского, общественного)
2. Перспективные направления содержания работы ДОУ (инновационная направленность деятельности): - ФЦПРО (2011-2015гг.) - Стратегия развития образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» (проект «Дошкольник 2020»): Образование и развитие детей раннего возраста (различные формы); Укрепление здоровья детей (комплексная система оздоровления); Реализация форм «совместного образования» здоровых детей и детей с ОВЗ; Реализация региональной модели предшкольного образования детей; Работа с семьями воспитанников, оказание методической и консультативной помощи; Реализация новых форм дошкольного образования («семейные детские сады» (группы); Обеспечение социализации детей – мигрантов в условиях ДОУ. -Районная программа развития образования (Невского района) (дошкольное образование)
3.Реализация типового положения о ДОУ (приказ МОиН РФ от 27.10.11 № 2562)Новое в содержании Типового положения: - п. 8 Центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности). В общеразвивающих группах – с приоритетным направление деятельности по нескольким направлениям. В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности – приоритетное развитие воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в развитии.
Новые виды групп (п.9): 1-Группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Обеспечивается содержание и воспитание детей, направленные на социализацию, формирование у них практически ориентированных навыков, в т.ч. детей с ОВЗ, детей –инвалидов. 2 -Семейные дошкольные группы – с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Могут иметь общеобразовательную направленность или присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
П.13 Ответственность ДОУ (добавлено): За качество образования своих воспитанников; За нарушение прав и свобод воспитанников и работников ДОУ; За иные действия, предусмотренные законодательством РФ. П. 24 Медицинские обследования работников (добавлено): - Иные работники ДОУ проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) за счет средств работодателя.
П.29 Количество и соотношение возрастных групп в ДОУ определяется учредителем. П.36. К педагогической деятельности не допускаются лица (добавлено): - Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
П.42 Устав ДОУ (новое): Устав ДОУ и изменения к нему принимаются общим собранием и утверждаются учредителем в установленном порядке. П. 45 (новое) Учредитель ДОУ обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы учреждения. При включении в состав воспитанников ДОУ детей с ОВЗ и детей –инвалидов материально-техническая база ДОУ должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения, а также их пребывания в данных помещениях (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и др.) Дети с ОВЗ и дети-инвалиды вправе пользоваться техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.
Исключено из содержания Типового положения: Нет аккредитации ДОУ, которая определяла государственный статус учреждения (тип, вид, категорию ДОУ); Нет договора с учредителем; Нет категорий отклонений в развитии детей с ОВЗ; Нет наполняемости групп детьми; Убрано полностью содержание (п. 43) «В штатные расписания ДОУ, обеспечивающих образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов,педагогов-психологов,социальных педагогов, воспитателей и др. работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований , выделяемых по решению учредителя на эти цели.»
4. Новое в контроле за деятельностью ДОУ: Обеспечение контроля за выполнением государственного задания (ГЗ)в соответствии с распоряжением КЭРППиТ СПб от 02.02.2011 № 65-р «Об утверждении типовой формы государственного задания на оказание государственных услуг» (типовая форма для ОУ).
5. Информационное сопровождение деятельности ДОУ Оформление сайта ДОУ Обеспечение полноты информации о ДОУ Своевременность обновления информации Соответствие оформления сайта требованиям постановления Правительства РФ от 18.04.2012 года № 343 «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Организация и проведение в ДОУ аттестации руководителей 2 и 3 уровня (и лиц, претендующих на занятие должности) в соответствие с письмом Комитета по образованию от 10.04.2012 № 01-16-1175 «Инструктивно-методическое письмо об организации и проведении аттестации руководящих работников 2 и 3 уровня»
Аттестация руководящих работников 2-3-го уровня ОУ является обязательной и относится к компетенции работодателя (руководителя ОУ) - ст. ст. 196 ТК РФ; ст. 81 ТК РФ) вновь назначаемые - претендующие на должность (собеседование)- соответствие занимающие руководящую должность- на первую и высшую категорию
Цель аттестации – соответствие уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к их должностям ( Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761Н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих …работников образования»
Алгоритм для организации процедуры аттестации в ОУ: -издание приказа «Об организации аттестации…» утверждение Положения о порядке аттестации утверждение Положения об аттестационной комиссии утверждение Состава аттестационной комиссии утверждение формы заявления -издание приказов (по итогам аттестации)
Формы аттестации: На соответствие – собеседование (75 % правильных ответов) На первую и высшую категорию(присутствие аттестуемого обязательно) - портфолио
Результаты аттестации: -в аттестационный лист (все категории)могут быть внесены рекомендации - На соответствие: если не соответствует занимаемой должности – трудовой договор не заключается; - На первую и высшую категорию – если не соответствует – сохраняется имеющаяся квалификационная категория до завершения срока ее действия
Ближайшие перспективы деятельности ДОУ СПб: Организация новых форм образования детей с ОВЗ и детей –инвалидов в соответствии с распоряжением Комитета по образованию СПб от 15.05.2012 № 1263-р «Об утверждении Концепции образования детей с ОВЗ в образовательном пространстве СПб» - Организация служб ранней помощи для детей раннего возраста и их семей; - Реализация моделей совместного образования детей (инклюзия) в группах общеразвивающей направленности