Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений в 2012 году Светлана Юрьевна Бакулина, главный консультант управления по надзору и контролю в сфере образования министерства образования и науки Самарской области
Нормативная правовая база Статья 33.2 Закона РФ «Об образовании» Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 №184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» Цель государственной аккредитации – подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, ФГОС и ФГТ, установление его государственного статуса.
Государственная аккредитация образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении, проводится при наличии обучающихся, завершающих обучение по этой образовательной программе в текущем учебном году.
Проведению государственной аккредитации предшествует проведение образовательным учреждением самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 15.02.2011 № 17-од Об утверждении Правил подготовки сведений об образовательном учреждении, предшествующих проведению государственной аккредитации, на территории Самарской области
При государственной аккредитации проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным программам ФГОС и ФГТ Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида
Аккредитационная экспертиза проводится с выездом комиссии в образовательное учреждение и его филиалы. Образовательное учреждение обеспечивает рабочие места для работы комиссии с доступом в сеть Интернет.
В соответствии с требованиями ст.32. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 руководству образовательного учреждения необходимо: - разработать и утвердить образовательные программы и учебные планы (в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 № 71-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ); - разработать и утвердить рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ); - разработать и утвердить по согласованию с органами местного самоуправления годовые календарные учебные графики; - определить список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях (пп. 23 в ред. Федерального закона от 21.07.2007 № 194-ФЗ); - обеспечить функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования (разработать соответствующее Положение и план мониторинга).
В соответствии с требованиями п.4 ст.13 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» необходимо привести в соответствие с уставом локальные акты образовательного учреждения: - локальные акты не могут быть приняты и утверждены ранее устава; - локальные акты должны быть приняты органом самоуправления учреждения, который имеет данную компетенцию по уставу; - наименование локальных актов должно совпадать с наименованием, закрепленным в уставе; - содержание локальных актов не должно противоречить уставу и распорядительным документам учредителя.
В соответствии с требованиями Инструкции о ведении школьной документации, утвержденной приказом министерства просвещения СССР от 27.12.1974 № 167, необходимо завести новые: - алфавитную книгу записи учащихся; - книгу протоколов педагогических советов; - книгу приказов; - книгу учета педагогических работников; Указанные документы должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписью директора и печатью образовательного учреждения. - классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня и др.
Нумерацию личных дел необходимо привести в соответствие с нумерацией в новой алфавитной книге записи учащихся. В личных делах должны содержаться копии только тех документов, которые предусмотрены уставом при приеме в образовательное учреждение. В соответствии с требованиями Инструкции о порядке работы с бланками документов строгой отчетности и ученическими медалями в органах управления образованием и в образовательных учреждениях Самарской области, утвержденной распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 31.12.2010 № 990-р, в образовательном учреждении должны быть заведены новые книги учета и выдачи документов государственного образца и ученических медалей.
Образовательному учреждению необходимо обновить и скорректировать информацию, размещенную на официальном сайте учреждения в сети Интернет.
Оценка уровня освоения федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований обучающимися и выпускниками образовательных учреждений осуществляется на основе внутреннего мониторинга качества образования образовательного учреждения и/или независимой внешней оценки качества образования в образовательном учреждении.
Распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 15.02.2012 № 47-р Нормативы оценки уровня освоения федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований обучающимися и выпускниками образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории Самарской области, при работе экспертов в составе комиссии по аккредитационной экспертизе в 2012 году
Для оценки уровня освоения обучающимися и выпускниками образовательного учреждения федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований устанавливаются следующие нормативы: для учреждений, реализующих программы общего образования (за исключением лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением ряда предметов) - выполнение не менее 70% обучающихся 1/2 предложенных заданий; для учреждений, имеющих или претендующих на получение статуса лицея, гимназии, школы с углубленным изучением ряда предметов - выполнение не менее 70% обучающихся 2/3 предложенных заданий.
Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, которая необходима для определения его типа и вида
Экспертиза соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям
Под внутренним мониторингом качества образования понимается динамический процесс отслеживания результатов образования, включающий в себя: «Положение о внутреннем мониторинге качества образования в образовательном учреждении» и план проведения мониторинга на 1 – 3 года, обеспеченный пакетом контрольно-измерительных материалов (спецификации, инструментарий, инструкции по проведению) использование полученных результатов в работе по повышению качества образования в образовательном учреждении
При определении соответствия качества подготовки обучающихся образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям учитывается также уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг родителей (законных представителей) учащихся, который определяется либо самим образовательным учреждением, либо внешней сторонней организацией по заказу образовательного учреждения. Уровень удовлетворенности должен быть не ниже 50% для всех учреждений, реализующих программы общего образования.
Спасибо за внимание ! Светлана Юрьевна Бакулина [email protected]