Модернизация российского образования Выступление специалиста ЦОКО г. Томска
Модернизация образования российского образования Модернизация образования России проходит в условиях кардинальных социа- льно - экономических преобразований в обществе в связи со сменой социальных, морально-нравственных и, как следствие, образовательных ориентиров. Она, по сути, призвана обеспечить ликвидацию известно- го отставания педагогической системы от развивающегося общества.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р) Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год : создание объективной системы оценки качества образования в РФ Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от 09.12.2004):
Основные задачи модернизации образования Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании
Основные направления Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы Развитие современных информационных технологий в сфере образования Обновление содержания профессионального образования Изменение содержания образования Создание системы непрерывного образования Повышение качества общего образования Повышение конкурентоспособности российского образования Повышение доступности высшего образования по социальным и территориальным основаниям Совершенствование структуры системы образования Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования
Госсовет 24.03.06 «О развитии образования в РФ» (Приоритетные задачи) Доступность и качество образования Новые управленческие технологии и финансовые механизмы в образовании Воспитание личности и поддержка педагогических кадров Поддержка инновационных программ вузов Направленность программ СПО и НПО на рынок труда Интеграция в международные образовательные процессы и конкурентоспособность отечественного образования
Ключевые направления образовательной политики Открытость образовательной системы и критериев качества Создание общероссийской системы оценки качества образования Массовое использование современных информационных технологий Влияние работодателей на профессиональное образование Создание механизмов управления образованием (развитие государственно- общественных форм).
Приоритеты и тенденции развития системы общего образования Томской области Доступность: обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения дошкольного, общего среднего и дополнительного образования Качество: сохранение фундаментальности образования и достижение его соответствия динамично меняющимся потребностям личности, общества и государства Эффективность: повышение эффективности экономики образования на основе введения нормативных механизмов бюджетного финансирования образовательных услуг, привлечения и использования внебюджетных ресурсов
Политика структурных и качественных изменений дошкольного образования в Томской области На этапе перехода к рыночной экономике в Томской области проведена кардинальная реформа сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Главными достижениями последних лет является активное формирование видового разнообразия образовательных услуг с учетом быстро меняющихся образовательных запросов населения в воспитании и развитии детей. Позитивные процессы: создание дошкольных учреждений нового типа и вида; внедрение развивающих технологий и вариативных образовательных программ; появление принципиально новых мобильных форм образования детей на базе школ и учреждений дополнительного образования; появление негосударственных ДОУ и развитие платных образовательных услуг
Виды и формы дошкольного образования Томской области
Число мест и количество детей в дошкольных учреждениях Томской области Вместе с тем, качественное развитие услуг дошкольного образования осуществляется на фоне обострения проблемы доступности мест в ДОУ г.Томска и отдельных сельских поселений. В настоящее время в Томской области лишь 56% детей в возрасте от 1 года до 7 лет охвачены дошкольным образованием в муниципальных, ведомственных и негосударственных дошкольных учреждениях, ещё 8% детей этого возраста воспитываются в группах кратковременного пребывания, открытых на базе школ, гимназий и учреждений дополнительного образования. В ряде муниципалитетов четко обозначилась тенденция роста очередей на получение мест в дошкольных учреждениях (г.Томск, г.Стрежевой, Асиновский, Колпашевский, Томский районы) В отдельных сельских поселениях, где закрыты не только дошкольные учреждения, но и школы, фактически ликвидирована основа для оказания услуг дошкольного образования.
Основные признаки и факторы реально проявляющейся в Томской области «проблемы доступности дошкольного образования» Отказ многих промышленных предприятий от содержания ведомственных дошкольных учреждений; ликвидация части муниципальных ДОУ на селе по демографическим причинам. В основном по этим причинам сеть дошкольных учреждений в Томской области за последние 15 лет сократилась почти в 3 раза. Наиболее остро проблема доступности дошкольного образования проявляется в г.Томске, где мощность сети действующих дошкольных учреждений составляет лишь 50% от нормативной потребности. Отсутствие правовых и экономических механизмов, мотивирующих создание мобильных дворовых детских садов в рамках жилищного строительства. Создание таких механизмов особенно актуально для г.Томска. Недостаточный уровень социальной поддержки семей, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, что реально ограничивает возможности воспитания детей этого возраста в семье и создаёт дополнительную нагрузку на инфраструктуру мест в ДОУ. Объективно обусловленное возрастание стоимости социальных услуг ДОУ по уходу за детьми и соответствующей оплаты этих услуг родителями. Наиболее болезненно эти факторы проявляются для малообеспеченных слоев населения. Недостаточный уровень материально-технического обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений, что является существенным препятствием для развития групп дошкольного образования на базе школ и гимназий.
Основные факторы, актуализирующие соответствующие направления образовательной политики Томской области в сфере дошкольного образования и воспитания детей доступность дошкольного образования оказывает позитивное влияние на увеличение рождаемости населения и преодоление негативных демографических тенденций; доступность дошкольного образования создает предпосылки для более эффективного использования в сфере экономики трудовых ресурсов наиболее дееспособной части населения; доступность дошкольного образования является одним из механизмов сглаживания социального неравенства различных слоев населения с разными доходами, а в перспективе – механизмом преодоления бедности; качество и общедоступность дошкольного образования является важнейшим условием выравнивания стартовых возможностей детей для получения полноценного общего образования. Для разрешения сложившейся в Томской области проблемной ситуации в дошкольном образовании необходимо обеспечить высокие темпы развития видового разнообразия образовательных и социальных услуг, создать принципиально новые правовые и финансовые условия для развития рыночной инфраструктуры дошкольного образования, повысить уровень адресной социальной поддержки семей, имеющих детей; создать условия для развития мобильных форм дошкольного образования на базе школ.