Изучение акмеизма в школе Дипломная работа студентки 5 курса филологического факультета СмолГУ ГАЛУШКА Екатерины Андреевны
Основная проблематика дипломной работы
- развитие литературного процесса начала ХХ века (акмеизм) и отражение проблемы в школьном курсе литературы;
- выявление теоретических основ акмеизма и определение граней, необходимых для изучения в школе;
- характеристика своеобразия творчества участников «Цеха поэтов» и отбор произведений для изучения в рамках элективного курса.
Акмеизм в историко-литературном процессе начала ХХ века Начало акмеизма – выход манифестов, написанных Н. Гумилёвым и С. Городецким (1913 г.)
Решительное выступление против нового течения и его идей в статье А. Блока «Без божества, без вдохновенья» (Цех акмеистов)» (статья написана в апреле 1921 года) А. Блок в 1906 году. Рис. Т. Гиппиус
Тема «акмеизм» представлена в УМК различных авторов и авторских коллективов
Защита основных положений дипломной работы:
1. При изучении творческой биографии поэта.
2. При изучении творчества автора; А.А. Ахматова. 1905 г.
3. При изучении внутрипредметных связей.
Основное внимание эстетическим течениям начала ХХ века, в том числе акмеизму может быть сосредоточено в процессе работы по программе разработанного нами элективного курса.
Разработанный нами элективный курс предположительно включает в себя десять занятий, 15 часов. Этого времени, с нашей точки зрения, достаточно для погружения в материал и овладения основными понятиями и представлениями.
Тематическое планирование элективного курса
1. Особенности литературного процесса рубежа веков. «Серебряный век» - 2 часа. 2. Модернизм. Модернистские течения – 2 часа. 3. Символизм (старшие символисты, младосимволисты) – 1 час. 4. Футуризм. Его представители – 1 час. 5. Акмеизм. Манифесты акмеистов – 2 часа.
6. Представители акмеизма. Николай Гумилёв – 1 час. 7. Акмеизм и Анна Ахматова – 1 час. 8. Осип Мандельштам. Поэтический сборник «Камень» - 1 час. 9. Натуралистическое крыло «Цеха поэтов». С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут – 2 часа. 10. Сравнение литературных течений рубежа ХIХ – ХХ вв.
Даны образцы анализа лирического произведения и поэтического текста. Представлены словарные статьи об основных понятиях, необходимых при изучении темы «Акмеизм»: адамизм, акмеизм, «Гиперборей», декадентство, кларизм, модернизм.
В Приложения включены конспекты двух уроков по изучаемому материалу. Один конспект – для уроков в базовом классе; другой – при проведении элективного курса.
В приложения введен указатель имен представителей акмеизма. Словарные статьи включают основные сведения о поэтах: годы жизни, жанрово-родовые предпочтения, другие филологические увлечения, в т.ч. – литературоведческие.
Образец: Ахматова Анна (наст. Фамилия Горенко) (1889-1966). Поэтесса, переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен её вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех поэтов». А.А. Ахматова. Рис. А. Модильяни