«Развитие интеллектуальных способностей учащихся в преподавании курса «Окружающий мир» в 4-ом классе» (по учебнику «Окружающий мир. 4 класс» авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С.) Учебно-дидактический проект 900igr.net
Авторы проекта: Охотникова Татьяна Юрьевна учитель высшей категории МОУ «СОШ №22» г. Березники Пермский край Астахова Наталья Евгеньевна учитель высшей категории МОУ «СОШ №3» п. Яйва Пермский край
Актуальность проекта: Соответствие направлениям КПМО; Использование вариативного обучения в соответствии с индивидуальными особенностями школьников; Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на основе речевой деятельности.
Наличие проблемы: Как сделать, чтобы ребёнок, приходивший в школу, чувствовал себя источником своего собственного обучения? Как развить интеллектуальные способности детей на основе речевой деятельности на уроках «Окружающего мира»?
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся 4-го класса в преподавании курса «Окружающий мир. 4 класс». (по учебнику «Окружающий мир. 4 класс» авторы Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С.)
Задачи: освоение методики «Комплексного интеллектуального развития учащихся младших классов на уроках русского языка» профессора Кировского государственного педагогического университета Бакулиной Г. А.; переложение данной методики на предмет «Окружающий мир»; разработка заданий для организации мобилизующего этапа урока и этапа закрепления знаний с целью развития интеллектуальных способностей учащихся и привития интереса к предмету; апробация составленных заданий в практике своей работы.
План реализации: № Этапы работы Сроки 1 Разработка заданий для организации мобилизующего этапа уроков «Окружающий мир. 4 класс» IX-XII 2007 2 Подбор заданий для этапа закрепления знаний. I-V 2008 3 Составление методического пособия «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в преподавании курса «Окружающий мир» в 4 классе VI-VII 2008 4 Апробация методического пособия IX.2008- V.2009
Мобилизующий этап урока Включение учащихся в учебный процесс с первой минуты урока. Развитие важнейших интеллектуальных качеств с помощью упражнений. Формирование знаний, умений по предмету
Музыка и театр в Древней Руси Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с правой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока. Цель: Познакомиться с музыкой и театром … … Учиться составлять план … . И Р Д Т А М С Е В Р Е У У В Н И Т З Р Й Е А К Ы
Возникновение публичных театров Первое слово: 3, 10, 5, 9, 6, 7, 9, 19, 3, 4, 9, 6, 4. Второе слово: 11, 14, 2, 8, 6, 15, 9, 17, 16. Третье слово: 13, 4, 1, 13, 12, 10, 3. Рассмотрите предложенный шифр. Прочтите запись и сформулируйте тему урока. Цель: 1) Познакомиться с возникновением … театров. 2) Сравнить театр Древней Руси и … театр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 А Б В Е З И К Л Н О П Р Т У Ч Х Ы
Советские художники XX века Цель: Соотнесите правую и левую таблицы. Прочтите запись и сформулируйте тему урока. Познакомиться с … … и научиться распознавать их произведения. 1 19 4 21 11 2 12 24 8 14 9 5 22 18 6 3 16 13 7 23 20 17 15 10 С XX Е Е У О Д ☼ И Ж Е Т К И С В И О К А В К Н Х
Этап закрепления знаний Рассмотрите рассыпанные буквы. Соберите их, чтобы получились слова, относящиеся к теме сегодняшнего урока, используя определения. 1) ЛЕЗЕЛЕДИМЕ Одно из основных занятий человека, в результате которого он получал продукты питания; 2)ШНЕСТИНПУВЕТЕК Человек, открывающий новые земли; 3) ХВОЛОВ Река, на которой был основан г. Новгород, получивший название «Великий». 4) КИФИНИЯ Древнее название Африки; 5) СТОВОК Сторона горизонта, где встает Солнце.
Апробация пособия Класс Успеваемость Качество знаний 5 «А» 100% 66,7% 5 «Б» 94, 4% 38, 9%
Возможность дальнейшего развития проекта: Проведение творческой лаборатории «Развитие интеллектуальных способностей учащихся в младшем и среднем звене» на базе МОУ «СОШ № 22» города Березники; Составление методических пособий для 1, 2, 3 классов по предмету «Окружающий мир»; Составление электронного приложения к пособию.