Общий обзор Общие принципы и качество Источники руководств по составлению методологий Нагрузка на респондента КЭС в сравнении с ССКД Динамический ряд Способы публикаций Метаданные Консультирование пользователей
“Внедрение международных концепций, классификаций и методов в статистических агентствах всех странах способствует созданию согласованной и эффективной статистической системы на всех официальных уровнях.” “Внедрение международных концепций, классификаций и методов в статистических агентствах всех странах способствует созданию согласованной и эффективной статистической системы на всех официальных уровнях.” Девятый принцип «Основных принципов официальной статистики» в регионе стран, входящих в состав Европейской экономической комиссии ООН, ЕЭКООН
Общие принципы Основные принципы официальной статистики (ООН) http://unstats.un.org/unsd/dnss/gp/fundprinciples.aspx Качество статистики Основа оценки качества данных (МВФ) http://www.imf.org/external/np/sta/dsbb/2003/eng/dqaf.htm Основа оценки качества Европейской статистической системы (ЕС) http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/quality/introduction Основа оценки качества ОЭСР (ОЭСР) http://www.oecd.org/document/43/0,3343,en_2649_33715_21571947_1_1_1_1,00.html Справочник Статистической организации, Организация и функционирование Агентства статистики, 2003 год http://unstats.un.org/unsd/dnss/hb/default.aspx
Основные принципы Неотъемлемая часть демократического общества Статистические агентства определяют методы и процедуры Представлять данные согласно научным стандартам Представлять комментарии при ошибочном толковании Статические агентства выбирают источники данных в части качества, своевременности, расходов и нагрузки на респондента
Основные принципы Строгая конфиденциальность личных данных и использование исключительно для статистических целей Статистические законы, нормы и меры должны быть общественно доступными Скоординированная деятельность статистических агентств разных стран Применение международных концепций, классификаций и методов Двустороннее и многостороннее сотрудничество
Нагрузка на респондента Снижение нагрузки на респондента должно стать важной задачей в противовес сокращению выборки Скоординированная работа в ходе сбора данных будет способствовать снижению нагрузки на респондента и более равномерному разделению между респондентами Следует как можно больше использовать существующие источники информации, а именно: Административные регистры Коммерческие наборы данных Данные, собираемые другими организациями
Согласованность = Степень логической взаимосвязи и согласованности Внутренняя согласованность набора данных Внешняя согласованность набора данных Общие концепции, определения, принципы оценки, классификации и взаимодействие Сохранение согласованности с течением времени Согласованность между странами Степень принятия рекомендаций Важно связать с системой национальных счетов
Краткосрочная экономическая статистка (КЭС) в сравнении со Структурной статистикой коммерческой деятельности (ССКД) КЭС = измеряет экономическое развитие ССКД = статистическое множество, описывающее структуру и детали КЭС и ССКД имеют различные источники данных, определения, статистические методы, динамические ряды и охват (финансовый/календарный) Воздействие изменений количество ССКД: фактическое количество в базовый год КЭС: позволяет сопоставить различные интервалы времени (путем внесения корректировок в слияния, разбивки и т.д.) Необходимо продолжать обеспечивать большую согласованность!
Список методологических руководств Методология по краткосрочной статистике коммерческой деятельности (EC), 2006 http://ec.europa.eu/eurostat/ramon/statmanuals/files/KS-BG-06-001-EN.pdf Международные рекомендации по индексу промышленного производства (ООН), 2010 http://unstats.un.org/unsd/statcom/doc10/BG-IndustrialStats.pdf Применение административных источников для Коммерческой статистики (EC), 1999 http://ec.europa.eu/eurostat/ramon/statmanuals/files/CA-24-99-897-__-N-EN.pdf Международные рекомендации по статистике торговли (ООН), 2009 http://ec.europa.eu/eurostat/ramon/statmanuals/files/Inter_Rec_for_Distribut_Trade_Stat.pdf Методологические руководства по индексу цен производителей услуг, (EC) 2005 http://ec.europa.eu/eurostat/ramon/statmanuals/files/KS-BG-06-003-EN.pdf Развитие Статистики услуг, доклады семинара, (EC) 2002 http://ec.europa.eu/eurostat/ramon/statmanuals/files/KS-BG-02-001-__-N-EN.pdf Руководство по индексу потребительских цен, Теория и практика, 2004 (МОТ) http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/guides/cpi/index.htm Практическое руководство по составлению индекса потребительских цен, 2009 (ЕЭКООН/МОТ) http://www.unece.org/stats/publications/Practical_Guide_to_Producing_CPI.pdf Руководство по индексу цен производителей, теория и практика, 2004 (МВФ) http://www.imf.org/external/np/sta/tegppi/index.htm Руководство по экспортной и импортной цене, 2008 (МВФ) http://www.imf.org/external/np/sta/tegeipi/index.htm
Рекомендации по динамическим рядам Необходимо предоставить индексы фиксированного состава и (или) абсолютные величины для отдельных периодов Новые динамические ряды следует привязать к первоначальным рядам с целью формирования непрерывных рядов Сводную статистику следует публиковать только в качестве дополнительной информации Если сезонные колебания влияют на показатель, то необходимо публиковать динамические ряды с учетом сезонных колебаний и с учетом тренда Следует брать год за базовый период и пересматривать при изменении весов
Значимость длительных динамических рядов (1) Длительные и последовательные динамические ряды важны для: Сопоставления на международном уровне Анализа Оценки цикла деловой активности Существующие практики стран значительно различаются между собой В настоящее время отсутствуют международные стандарты в части: Продолжительности динамических рядов Методов проведения ретроспективного анализа Внесения изменений в классификации
Значимость длительных динамических рядов (2) Согласно нормативам ЕС, регламентирующим КЭС (EC) требуются динамические ряды с 2000 года, а Евростат рекомендует более длительные ряды Методология Структурной статистики коммерческой деятельности: «Для проведения статистического анализа, такого как корректировка на сезонные колебания, общепринято, что необходимы наблюдения как минимум за пять лет … …например, при поиске критической точки важно получить данные по нескольким полным циклам.»
Распространение Данные необходимо опубликовать как можно быстрее Соотношение между своевременностью и качеством Данные должны быть опубликованы в соответствии с установленным графиком Конфиденциальность должна быть гарантирована Данные должны быть доступны пользователям в одно и то же время Данные необходимо пересматривать по мере поступления новой информации Данные должны сопровождаться пояснениями Следует предоставить контактную информацию соответствующих статистиков
Базисный период Ряд руководств, разработанных МВФ и Евростатом: Цены, производительность и сбыт Ежемесячно (ВВП), переменные величины занятости, минимальные) Ежеквартально (безработица/занятость, ежемесячно)
Руководства по своевременности Ряд руководств, разработанных МВФ и Евростатом
Пособия по метаданным и распространению ООН Единое пособие по составлению метаданных Данные должны быть содержательными 1 и 2 Руководства по статистическим метаданным в Интернете Терминология статистических метаданных ОЭСР Отчет и представление данных и метаданных Глоссарий статистических терминов Публикация стандартов по набору данных и таблице данных МВФ Пособие по стандартам распространения данных
Управление метаданными «данные о данных» Определить пользователей и предоставить только важные метаданные Обеспечьте то, чтобы метаданные были легко доступными Повторно используйте метаданные для интеграции и эффективности Сохраняйте историю (предыдущие версии) метаданных Отклонения документа от стандартов Метаданные должны быть неотъемлемой частью в ходе составления Создайте согласованную систему метаданных Убедитесь, что метаданные для пользователей отражают фактический процесс составления
Содержание метаданных Цель и основные пользователи статистики Определения основополагающих экономических концепций Ссылка на соответствующее законодательство Охват, периодичность и своевременность данных Собственная оценка качества данных Пересмотр истории и точности концепций Доступность, сопоставимость и согласованность Ограничения в применении статистики Описание применяемых методологий: Формула расчета индекса, задание веса и частота пересмотра Частота применения методов привязки и цепных методов Воздействие изменений на товары или качество
Консультирование пользователей Создание механизма получения мнений пользователей на регулярной основе для того, чтобы: Определить приоритетные области, где требуется улучшение Обеспечить соответствие потребностям пользователей Обеспечить рекомендацию пользователям по сильным и слабым сторонам предоставляемой Вами статистики Важно делать акцент на основные показатели (ИПЦ, ИПП, ВВП...) Привлечение пользователей должно быть неотъемлемой частью работы Национального статистической службы Взаимопонимание и обмен информацией (= прозрачность) способствует наращиванию доверия Решения будут приниматься независимо Национальной статистической службой