"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России"
Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом. Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Ошибка "Восприятие ученического самоуправления только как игры "День дублера".Причины:– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;- Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.Рекомендации:- Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
Ошибка "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети". Причины:– Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.Рекомендации:- Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции.
Ошибка "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)".Причины:– "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления;- "Расширительное" толкование потенциала КДТ.Рекомендации: Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов.4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени.
Ошибка "Слабая методическая подготовка педагогов".Причины:– Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;- Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.Рекомендации: Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению; Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
Ошибка "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени".Причины:– Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".Рекомендации:- Составить график и выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления.
Успехов,уважаемые коллеги!