Типичные ошибки школьников в постановке ударения в словах русского языка (на примере исследования речевых особенностей учащихся школы № 6). Работу выполнили ученики 5 А Чеснокова Надежда,Быстров Денис. Руководитель: учитель русского языка и литературы Ермошина Л.А. МОУ СОШ №6 п. Зеленоборский
Основным средством общения между людьми является язык, люди взаимодействуют друг с другом прежде всего в процессе речевой деятельности. На протяжении жизни даже одного поколения речевые нормы могут измениться. Одной из задач культуры речи является постоянное наблюдение за развитием норм, появлением новых вариантов произношения, постановки ударения, употребления слов и грамматических конструкций.
Особенности постановки и функцию ударения в словах изучает раздел языкознания, который называется акцентология ( от лат. ассеntus – ударение). Постановка правильного ударения в словах русского языка – большая проблема не только для иностранцев, но и для русских, поэтому столь не редки ошибки типа бЫла, плЫла, средствА, пОртфель, кОрысть.
Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей. Звучащая речь является образцом для подрастающего поколения, поэтому мы обратились к исследованию истоков ошибок в постановке ударения в словах русского языка учащихся нашей школы.
Целью данного исследования является изучение и выявление ошибок в постановке ударения в словах русского языка учащихся 5-9 классов. Задачи исследования:- определить особенности постановки ударения в русском языке;- выявить основные ошибки в постановке ударения в речи учащихся;- объяснить, почему появляются ошибки в постановке ударения в речи учащихся.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ошибочная постановка ударения в иноязычных словах, а также в словах русского языка с подвижным ударением. Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор орфоэпического материала, математические расчеты. Объект исследования: устная речь учащихся 5-9 классов МОУ СОШ №6,п. Зеленоборский, Кандалакшского района, Мурманской области.
Особенность постановки ударения в словах русского языка. В некоторых языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, а в армянском, французском ударным бывает последний слог.Большая часть слов русского языка имеет неподвижное ударение, но есть много русских слов, у которых ударение имеет разноместный и подвижный характер.
В результате анкетирования мы выяснили, что учащиеся с этой особенностью постановки ударения в словах русского языка знакомы. 80% учащихся сказали, что ударение бывает подвижное и постоянное. 11% сказали, что ударение только подвижное, 8% - постоянное.
Разноместное ударение может падать на любой по очереди слог слова, любую морфему: вЫбежать, отстАвить, плылА. Подвижное ударение может быть разным в разных формах одного слова: ногИ – нОги.
В результате тестирования выяснилось, что 12% учащихся допустили ошибки в словах с подвижным и разноместным ударением.
В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении. Широко представлены акцентные варианты, т.е. допустимые способы постановки ударения: твОрог – творОг, бАржа – баржА, зАлитый – залИтый.В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: компАс, рапОрт ( в речи моряков), искрА ( в речи шоферов), астрОном ( в речи ученых соответствующей специальности).
Учащимся давался тест на постановку вариативных ударений в словах. 45% поставили ударение на второй слог, а 57% поставили на первый слог. Но это не считается за ошибку, так как является допустимой орфоэпической нормой.
В результате анкетирования учащиеся пришли к мнению, что некоторые устойчивые тенденции в перемещении ударений действуют прежде всего в разговорной речи и в просторечии.
Во многих случаях ударение, переместившееся в соответствии с этими тенденциями, является ненормативным, просторечным: дОговор, свеклА, слесарЯ. В таких словах 68% учащихся допустили ошибочную постановку ударения, 32% - правильно поставили ударение.
В некоторых случаях неправильно ставятся ударения в заимствованных словах, поскольку говорящему неизвестно, какое ударение присуще слову в языке – источнике: кОлледж – прав. коллЕдж, маркЕтинг – прав. мАркетинг, мИзерный – прав. мизЕрный.
83% учащихся поставили ошибочное ударение в заимствованных словах.
Могут возникнуть ошибки в ударении, связанные с графическом обликом слова. Так, в большинстве печатных текстов сегодня отсутствует буква Ё, которая обозначает ударный гласный звук. Появляются ошибки при чтении слов: заворОженный вместо заворожЁнный, новорОжденный вместо новорождЁнный.
80% учащихся в этом случае допустили ошибки в постановке ударения, .
Место ударения в слове усваивается вместе с лексическим знанием, поэтому ударение в незнакомых словах следует проверять по словарю. Место ударения в словах указывают многие типы словарей – орфоэпические, орфографические, толковые, словари ударений. В орфоэпическом словаре могут быть указаны дополнительные (вариантные) ударения, а также сведения о перемещении ударения при изменении слова.
58% учащихся правильно указали орфоэпический словарь, как основной источник подробных сведений о постановке ударений.
Вывод.
Из приведённого материала исследовательской работы можно сделать вывод, что у учащихся МОУ СОШ № 6 преобладает удовлетворительный уровень сформированности акцентологических норм русского языка. Основные ошибки учащихся в постановке ударения в словах русского языка допускаются не только вследствие незнания исконного ударения в иноязычной лексике (83%), но и неправильного графического оформления печатными средствами слов русского языка (е – ё) 80%, низкой речевой культуры (68%).
Трудности усвоения акцентологических норм компенсируется, однако , тем, что ударение в сочетании с интонационным разнообразием создают ритмичность, музыкальность, выразительность русской речи. Поэтому необходимо бережно относиться к традициям и к соблюдению норм русского языка. Таким образом, нами достигнута цель и гипотеза исследована.
Использованные источники П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. Пособие по развитию речи для учащихся. М., «Просвещение», 1976.Л. Г. Смирнова. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.- 2 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. М., «Просвещение», 2004.http://thor.kubsu.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikihttp://rusgram.narod.ru/136-154.htmlhttp://revolution.allbest.ru/pedagogics/00077104_1.htmlhttp://www.openclass.ru/node/7100
Спасибо за внимание.