Основные походы к модернизации Службы практической психологиив контексте решения задач развития столичного образования Зиновьева Марина ВладимировнаРуководитель Центра «Практический психолог» МГППУ, кандидат психологических наук
Недостатки модели психологической службы США: Психолог не имеет отношения к учебной деятельности образовательного учрежденияПсихологическая служба не способна справиться с «социальными вызовами»
Проблемы Службы практической психологии образования Москвы Служба представлена различными моделями окружных организационных структур, которые определяют направления работы психологической службы округа в целом и специфику деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Разнообразие моделей усложняет координационную и прогностическую деятельность. В работе психологических служб применяются разные подходы, модели работы, методы, приемы, не всегда адекватные задачам воспитательно-образовательного процесса. Нет четко разработанных критериев оценки эффективности деятельности, как конкретного специалиста Службы, так городской и окружной Службы практической психологии образования в целом.
В Москве функционируют 64 ППМС-Центра: северо-восточный округ– 11юго-западный округ – 11западный округ – 10центральный округ – 8юго-восточный округ – 5северо-западный округ – 4южный округ – 4северный округ – 4восточный округ – 3зеленоградский округ – 2городские центры - 2
Задачи Службы практической психологии образования смещение приоритетов психологической работы на развитие таких качеств личности ребенка как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения;смена парадигмы профессиональной деятельности педагога-психолога: построение психологической работы на принципах системно-деятельностного и компетентностного подхода к достижению учащимися личностных и метапредметных результатов;раннее выявление и активизация потенциала каждого ребенка способствующее осознанному выбору будущей профессии, как ответ на социальный запрос общества;участие в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий для детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, дети из семей мигрантов и пр.);психологическое обеспечение социализации детей и подростков и реализации прав ребенка;взаимодействие с педагогами в вопросах учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей, создании комфортной и безопасной образовательной среды, предупреждение рисков образовательной среды.
Стандарты психологических услуг Базовый и специализированный пакеты психологических услуг. Базовые психологические услуги оказываются в образовательном учреждении, специализированные – в ППМС-центрах. Стандарт профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, психологической службы образовательного учреждения, психолого-медико-социального центра, включающий определение круга требований предъявляемых к квалификации, личности и деятельности специалистов с учетом специфики субъекта психологической службы.Унифицированные пакеты профессионального инструментария, создание московского реестра психологических методик и программ, допустимых для использования в образовательных учреждениях города. Создание механизмов экспертизы психологического инструментария и обновления реестра.Нормативы нагрузки на одну штатную единицу педагога-психолога образовательного учреждения с учетом его специфики.Протоколы решения профессиональных задач педагога-психолога.Алгоритм взаимодействия педагога-психолога с педагогами в рамках пролипрофессиональной деятельности.
Система оценки качества Система оценки качества профессиональной деятельности педагога-психолога по базовому и специализированному пакетам услуг.Аттестация педагогов-психологов образовательных учреждений.Система оценки качества психологических услуг, оказываемых психологическими службами всех уровней, ППМС-центров.
Двухуровневая система оказания психологической помощи 1 уровень – оказание психологических услуг на основе базового пакета:осуществляется как непосредственно педагогами-психологами (психологическими службами) образовательного учреждения, так и ППМС-центрами на основании договора.2 уровень – оказание психологических услуг на основе специализированного пакета:осуществляется специализированными ППМС-центрами.