Психолог-консультант
Общее описание модели «Психолог-Консультант» В массовых школах имеющих в штатном расписании одну ставку педагога-психолога. Деятельность психолога организуется по запросу и на основании плана, утвержденного администрацией школы. Центральным направлением является работа с детьми, имеющими психологические трудности в обучении и развитии. Психолог занят профилактической работой и ориентирован на работу с теми, кому трудно удержаться в рамках общих школьных требований. Частично психолог самостоятельно оказывает помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично — организует работу с ребенком и его семьей тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь. Диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта.
Цель деятельности психолога-консультанта Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы.
Задачи деятельности Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
Основные направления деятельности РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИСОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГАМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ И КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
Психологическое консультирование это специально организованная беседа психолога с клиентом (представителем администрации, учителем, родителем, учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендация по их решению или регулированию.
Типичные причины обращений к школьному психологу
Детско-родительские отношения Воспитание - сложный процесс. Быть родителем непросто. Дети не слушаются, грубят, не хотят учиться, проявляют свой характер. У детей могут возникать непонятные страхи, могут не складываться отношения в школе, со сверстниками, с учителями. "Негативизм" подростков - очень распространенная тема обращений.
Личностные проблемы Скорость современной жизни не всегда позволяет нам найти время для того, чтобы задуматься о своей жизненной ситуации, подумать о своих потребностях, позаботиться о себе. Тем не менее, каждый из нас в течение жизни сталкивается с множеством психологических проблем. Это могут быть проблемы, связанные с поиском себя и своего места в жизни, ведь вопросы "кто я такой?", "куда я иду?", "что для меня в жизни важно?" актуальны в любом возрасте. Это может быть переживание стресса, кризисной ситуации, травмирующего события или потери.Часто бывает важно разобраться с негативными эмоциями, которые препятствуют нормальному течению жизни: переживаниями беспокойства или тревоги, страхами, ощущением подавленности или беспомощности.
Проблемы межличностных отношений Каждый из нас - не остров. Мы живем среди людей и вступаем в различного рода отношения. Эти отношения отличаются различной степенью близости и глубины. Не всегда удается построить их гармонично.Дисгармония в отношениях причиняет боль, может вызывать депрессивные состояния и даже болезни.Разобраться в причинах неудач и научиться строить более удовлетворительные и гармоничные отношения и призван помочь психолог как консультант
Книга: Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.Автор: Самоукина Н.Издательство: ИНТОРСтраниц: 192
Возрастно-психологический подход Ориентация родителей, учителей и лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.Своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в ПМПС –консультации, психологические центры.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике.Составление рекомендаций для учителей, родителей и других лиц по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении.Составление рекомендация по воспитанию детей в семье.Коррекционная работа индивидуально или в группах при консультации с детьми и родителями.Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча школьного психолога с родителями ученика происходит по инициативе семьи или по инициативе педагогов, администрации или психолога школы
Поводы для проведенияпсихологической консультации
Консультативная зона
Практический психолог всегда стремится реализовать авторскую позицию в своей профессии. Поэтому и работу свою, в том числе и консультативную, будет проводить по-своему.Индивидуализация психологических технологий в практической работе, как бы «примерка» их на себя, - единственно успешный путь психолога в профессии. Успеха Вам, дорогие коллеги!