Проявление агрессивности в поведении детей как показатель нарушения межличностных отношений в семье Выполнила: Федорова АлинаУченица 11 класса «в»МОУ СОШ №21, г. ЯкутскРуководитель: Макаренко Т.А.
Объект и предмет исследования Объектом исследования являются дети с агрессивным поведением.Предмет исследования: межличностные семейные отношения и влияние их на формирование агрессивного поведения ребенка.
Гипотеза В основу исследования нами была положена следующая рабочая гипотеза: предполагаем, что одной из причин агрессивного поведения у ребенка является нарушение межличностных отношений в семье.
Цели и задачи исследования Цель исследования: определить влияние неправильного семейного воспитания на формирование агрессивного поведения ребенка.Задачи:Изучить теоретические источники по теме исследования.Провести диагностическое исследование.Сделать анализ результатов.Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проектные диагностики, тестирование, анкетирование.Базой исследования послужили: ГУ СО " Социально - реабилитационном Центре для несовершеннолетних г. Якутска“, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Этапы работы Выбор базы исследованияИзучение теоретико-практических материаловПроведение анкетированияПроведение проектного тестирования «Нарисуй семью», «Несуществующее животное»Анализ исследованияПодведение итогов
База исследованияБазой нашего исследования являются реабилитационный Центр для несовершеннолетних г. Якутска и Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
АгрессияЭто любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Басс
Формы детской агрессивностиФизическая агрессияПри взаимодействии со сверстникамиРазрушительное отношение к вещамВербальная агрессияПри межличностном взаимодействии
Причины детской агрессии
Межличностное общениеСубъективно переживаемые взаимосвязи между людьми; проявляются в характере и в способах взаимных влияний оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельность и общения
Анкетирование Приложение 1Диаграмма 1,2 1 тест. Всегда ли вы находили взаимопонимание с родителями 2 тест. С кем больше Приложение 2Диаграмма 3,4 1 тест. Принимали ли вы алкогольные напитки2 тест. Если да, то по какой причине
АнкетированиеПриложение 3Диаграмма 5,61 тест. Убегали ли вы из дома? 2 тест. Если да, то где вы жили?
Проективные методики
Анализ Анализируя данные теста мы обратили внимание, что:- дети, в большинстве случаев, находили взаимопонимание с родителями 52%, но смею предположить, что это - «взаимопонимание» есть, нечто иное, как равнодушное и безнадзорное отношение родителей к своим детям. И на начальном этапе становления ребенка, такой подход являлся удобным, как для ребенка, так и для родителей. - наибольшее взаимопонимание тестируемые находят со своей мамой большинство опрошенных (68%) принимали спиртные напитки. Причиной этого было желание стать взрослее, проблемы, друзья.- 72% детей постоянно дерутся и больше 80% не умеют сдерживать свои эмоции- проективные тесты показали также наличие агрессивных проявлений через подбор цвета рисунков, угловых линий и наличии рогов, копыт, клыков и т.п. в тесте «Несуществующее животное», а в тесте «Нарисуй семью» мы видим отражение семейного уклада каждого ребенка и то, на какое место и рядом с кем он себе ставит.
Вывод Работа показала, что агрессия является выражением неудовлетворения значимых потребностей ребенка и имеет собственную побудительную и устойчивые формы реализации в поведении детей с преобладанием компенсаторных и защитных проявлений. Агрессивные проявления оказывают отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности ребенка любого возраста. Данные явления провоцируют постоянные психологические микротравмы в отношении к ситуациям в семье, с близкими взрослыми и порождают состояние аффективной напряженности и беспокойства, носящее реактивный характер.Наше исследование показало, что данная проблема является актуальной и на современном этапе порождает новые позиции в понимании смысла проблем семейного воспитания и построения взаимоотношений внутри семьи. Проведенное анкетирование выявило прямую взаимосвязь между проявлениями агрессивности у детей и семейным воспитанием. Также нам важен факт того, что около 50% детей не находят взаимопонимания с родителями, а больше 80% исследуемых не могут сдерживать свои эмоции.Проективные тесты выявили определенную степень проявления агрессивности, которую можно увидеть в подборе цвета рисунков, угловых линий и наличии рогов, копыт, клыков и т.п. в тесте «Несуществующее животное», а в тесте «Нарисуй семью» мы видим отражение семейного уклада каждого ребенка и то, на какое место и рядом с кем он себе ставит.В основу нашего исследования была положена гипотеза, которая нашла свое подтверждение. Поставленная цель имеет свое логическое завершение, посредством выполнения поэтапной работы.
Литература Мустаева Ф.А.Социальная педагогика М., 2003Азаров Ю. Беспризорность и детская преступность –наши беды М., 2002Алекшина Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.,1993Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи – М., 1998Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.,1996Бардиан А.М. Воспитание в семье. – М., 1972Божович Л.И. Личностный её формирование в детском возрасте. – М., 1968