Научно-исследовательский проект Тема: «Проблемы детей с низким социальным статусом» Славянск-на-Кубани 2006 г.
Цель исследования: проанализировать проблемы детей с низким социальным статусом, найти возможные варианты решения. Задачи исследования:Выявить социальный статус учащихся в экспериментальной группеОпределить индивидуально-психологические особенности отверженных детейОпределить ряд психологических причин, влияющих на социальный статусОпределение путей профилактической работы с проблемой
Основные этапы исследования: 1. Изучение специальной литературы по данной теме.2. Проведение экспериментальной работы: наблюдение, психодиагностические процедуры.3. Выявление общих закономерностей в ходе проведения исследования.4. Выводы, рекомендации.5. Определение возможных путей профилактической работы с проблемой. Объект исследования: учащиеся школы (дети, имеющие низкий социальный статус в классном коллективе).Предмет исследования: набор индивидуально-типологических черт.
Особенности общения со сверстниками на разных возрастных этапах развития. Младший школьный возраст- Ориентация на оценку учителя. Подростковый возраст- Личностная нестабильность, противоречивость Старший школьный возраст - Стабилизация личности
Типы отвергаемых детей( по данным М.М.Кравцовой) Дети с необычной внешностью Дети, не умеющие за себя постоять Дети, не умеющие общаться Дети, неопрятно одетые Дети, часто пропускающие занятия Дети, неуспешные в учебе Дети, несоответствующие материальному положению группыДети - переселенцы
Результаты социометрического исследования
Анализ успеваемости учащихся с низким социальным статусом 66% учащихся имеют слабые знания по предметам
Изучение типа темперамента 44% - холерики, 28% - меланхолики, 18% - флегматики,
Изучение уровня тревожности 49% - высокая степень тревожности, 51% - низкая степень тревожности
Изучение самооценки Тест «Самооценка» (Человековедение.- М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание» России, 1993 г. с 136).61 % - низкая самооценка, 25 % - высокая самооценка, 14 % - адекватная
Исследование субъективного уровня одиночества учащихся с низким социальным статусом 42 % учащихся - высокий уровень 30 % учащихся - низкий
Сводная таблица результатов проведенной диагностики
Формирование социального статуса
Коррекционно-профилактическая работа Индивидуальные и групповые формы работы (тренинги)Использование элементов сказкатерапии (младший школьный возраст)Вовлечение детей с низким социальным статусом в школьные мероприятияРабота с родителямиСеминары для учителей