Конфликт в межличностных отношениях
Проблематику конфликтов изучают различные науки: социология, политология, социальная психология, юриспруденция, философия, логика и др. В результате интеграции перечисленных наук появилась специальная область знания — конфликтология.
Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий. Оппонент – это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, которая противоположна вашей.
Конфликтный человек – это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты. Объект конфликта – это предмет, событие, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников. Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ Самый распространенный тип конфликта
Конфликт между личностью и группой
ЛИЧНОСТНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ПРИЧИНЫ) КОНФЛИКТОВ Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, которые так или иначе затрагивают личные интересы.
Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликта:стремление во что бы то ни стало быть первым, сказать свое последнее слово; излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях; критика, особенно необоснованная плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется; стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь; излишняя настойчивость (навязчивость); умаление роли и значимости другого человека; неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент Нужно уметь определять:Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?Имеется ли проблема (объект)?Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?Какова вероятность возникновения инцидента?
Правила поведения и общения:Не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.Дайте людям ощутить свою значимость.Разрешая конфликт, четко определите свои цели.Кто делает первый шаг к примирению, тот и выигрывает.
Несколько правил разрешения конфликта:Конфликтуйте не спешаАнализируя конфликтную ситуацию, ищите причину и не “зацикливайтесь” на самом факте конфликта.Мысленно проиграйте все “позитивные” и “негативные” стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.Конфликт не стремитесь “замять”, а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.Не конфликтуйте по пустякам.