Никулина Светлана Ивановна, учитель начальных классов
Актуальность В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей учащихся с опорой на приобретенный ими опыт практической деятельности. Ведущая роль при этом отводится системно-деятельностному подходу, универсальность которого заключается во включении учащихся в активную поисково-исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуального творчества. По мнению ученых, учебно-исследовательская деятельность способствует развитию мотивированного интереса к самостоятельному приобретению знаний, природной любознательности и творческого потенциала учащихся.
Цель разработка и апробация методических приемов по вовлечению младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на уроке Задачи: изучить рассматриваемую проблему в научно-педагогической литературе разработать различные приемы организации учебно-исследовательской деятельности млад-ших школьников апробировать различные приемы вовлечения в учебно-исследовательскую деятельность младших школьников создать копилку приемов формирования исследовательских умений младших школьников
Авторский коллектив ОС «Школа 2100» Учебники ОС «Школа 2100» позволяют применить учебное исследование на уроке Р.Н.Бунеев
Учебная исследовательская деятельность специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познаватель-ных возможностей школьников
1. Постановка 1. Постановка проблемы Цель: выявить проблему, определить направление будущего исследования, обозначить границы исследования
3. Выбор способа проверки гипотезы 3. Выбор способа проверки гипотезы Цель: определить методы исследования
5. Подготовка полученных результатов к анализу 5. Подготовка полученных результатов к анализу Цель: проанализировать полученный материал, обобщить его, выделить главное и исключить второстепенное
7. Вывод (опровержение или подтверждение гипотезы) 7. Вывод (опровержение или подтверждение гипотезы) Цель: подготовить сообщение по результатам исследования
Применение исследовательской деятельности делает занятия более запоминающимися, эмоциональными способствует глубокому и последовательному усвоению материала благоприятно воздействует на развитие творческих способностей развивает логическое мышление, творческие способности учащихся проявляет интерес к предмету, любознательность организует связь с другими видами искусства
умение видеть проблемы умение видеть проблемы умение наблюдать умение задавать вопросы умение выдвигать гипотезы умение давать определение понятиям умение классифицировать умение проводить опыты умение делать выводы и умозаключения умение структурировать материал умение работать с текстом умение доказывать и защищать свои идеи
Памятка начинающему исследователю Выбери тему исследования Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы Сделай выводы Оформи результаты своей работы Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Темы исследовательских работ учащихся Декупаж. А я смогу? Гербарий. Под силу ли он мне? Волшебные растения Сирень. Дерево прекрасной нимфы Моя малая Родина Витамины на окне Экскурс в историю слова «врач» Магические числа в русских народных сказках Образ Лисы в сказках
Потенциальные возможности исследовательской деятельности Учебно-информационные умения Навыки научно-исследовательской работы Использование компьютерных технологий Расширение знаний по образовательным предметам Реализация оригинальных идей Раскрытие творческого потенциала ученика Стимулирование природной любознательности, первоисточника будущей исследовательской мысли Мотивированный интерес к самостоятельному приобретению знаний