Тема 4.Методика поиска и изучения учебной и научной литературы Методика поиска учебной и научной литературы.Методика изучения учебной и научной литературы.
Библиографические источники учебной и научной литературы Программы учебных дисциплин; Ссылки в учебниках и книгах; Список использованной литературы в диссертациях; Библиографические указатели и пособия:«Книжная летопись»;«Ежегодник книги»;«Летопись журнальных статей», «Летопись рецензий», «Летопись газетных статей», «Книжное обозрение» Библиографические издания Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН).В последних номерах, вышедших в том или ином году журналов публикуется перечень всех статей, опубликованных в данном журнале в течение года.
Информационные системы учебной и научной информации Библиографическая информационная система IRBIS;Справочно-консультационные системы:«Гарант», «Консультант-плюс», «ЮСИС-практик»;Информационная база данных защищенных диссертаций ВНТИЦ;Информационные сайты в Интернете.
Поиск литературы с помощью алфавитного каталога карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг независимо от их содержания. Если первые слова или слоги совпадают, то карточки расставляются по второму слогу или слову. Если они тоже совпадают, то тогда по третьему и т.д.; если книга написана коллективом из четырех и более авторов, то ее надо искать по названию; карточки на авторов-однофамильцев располагаются в порядке их инициалов, а на авторов с двойными фамилиями после авторов с одной фамилией; у одного автора сначала располагаются карточки с описанием полных собраний сочинений, потом сочинений, затем избранных сочинений, далее - на отдельные издания в алфавитном порядке по названиям. Карточки на разные издания одной и той же книги стоят в обратно-хронологическом порядке (сначала - последние издания, затем - предшествующие) карточки с описанием изданий правительственных органов и учреждений стоят в прямо хронологическом порядке.
Поиск литературы с помощью систематического каталога Последовательность работы с систематическим каталогом может быть следующая:: обозначить предмет поиска литературы словом или словосочетанием. Например, "содержание образования". Найти данный термин в алфавитно-предметном указателе. Выписать индекс отдела или отделов каталога, в которых расположены карточки с описанием нужной литературы. по данному индексу найти соответствующие ящики с карточками и выписать литературу. если в АПУ не оказалось искомого термина, то следует предмет поиска обозначить более широким понятием, например, "образование" и повторить последовательность поиска. В систематическом каталоге есть алфавитно-предметный указатель (АПУ), который содержит перечень рубрик - наименование предметов, отраслей знания, дисциплин, тем, процессов, имен , территорий и т.п., расположенных в порядке строгого алфавита и имеет форму картотеки, где каждое отдельное наименование записано в левой стороне карточки а справа указаны индексы тех делений каталога, где собраны карточки с описанием литературы по данной проблеме
Вариант оформления карточки личного каталога (лицевая сторона) На лицевой стороне карточки указывается:библиографическое описание книги: фамилия, имя, отчество автора, название и где издана книга, издательство, год, издания, количество страниц и др.;к какой области человеческого знания относится; на занятиях по каким учебным дисциплинам можно использовать.
Вариант оформления карточки личного каталога (оборотная сторона) На обратной стороне карточки после прочтения или просмотра книги отмечается: название разделов и параграфов;основные проблемы, которые в ней раскрываются Многогранность человеческой личности Понятие "успех" Развитие личности Аутогенный менеджмент Качество руководства и успех. Искусство выражать свои мысли. Планирование карьеры и делового успеха.
Основные способы чтения литературы Чтение-просмотрЧтение-сканированиеВыборочное чтениеБыстрое чтениеУглубленное чтениеСкорочтение
Методика углубленного чтения Анализ названия, заголовка книги, статьи;Прочитать оглавление, аннотацию;Проанализировать эпиграф, объяснить его смысл;прочитать и проанализировать текст: понять каждое слово;выделить ключевые слова и фразы;понять общий смысл, главную мысль книги, статьи;Творчески использовать карандаш «внутри» книги: подчеркивать: важная мысль; главная мысль; интересный фактический материал;Выделять: ! – важное место; ? – сомнение; делать записи возникших мыслей на полях книги.
Вариант страницы терминологического фонарика АНТРОПО - греческое слово "антропос" – человек АНТРОПОЛОГИЯ - наука о происхождении, эволюции и строении |человека, образовании человеческих рас. АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс историко-эволюционного формирования человека, развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. АНТРОПОМЕТРИЯ - система измерений человеческого тела и его частей.ФИЛАНТРОПИЯ - помощь неимущим, благотворительность
Виды записи учебной информацииАннотированиеКонспектированиеТезированиеЦитирование
Виды учебных конспектовПлан-конспект