Школа вежливых наук Великороднова И.Б.,учитель начальных классов,Краснокоммунарской средней школы.
Что такое вежливость?Что значит культура внешняя и культура внутренняя?Что значит культура деловых отношений?Как можем все мы ужиться друг с другом?
П Р О Б Л Е М А Будь всегда вежливым! Как это невежливо! Он хороший человек, вежливый. Что это значит? И почему вежливым быть необходимо? Для чего нам нужны манеры?
«Вежливый человек – это такой, который соблюдает правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный, любезный.( Из словаря С.И. Ожегова ).
«В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой,» - писал английский лорд Честерфилд.Культура внешняя не может заменить собой культуры внутренней. Только вместе они составляют истинную культуру человека. Аристократ, с детства впитавший в себя все премудрости дворцового этикета, может оказаться человеком ограниченным, злым, грубым. Но и самый добрый, милый человек, не знающий элементарных правил поведения, может быть неприятен окружающим.
«Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведения в общественных местах, манеры и одежда)». ( Из « Словаря по этике.» )
Формирование морального сознания школьников является одной из главных проблем нравственного воспитания. Оно осуществляется в значительной степени в процессе этического просвещения и призвано вооружить знанием моральных норм и правил культурного поведения.Человек, общество, семья – все придерживаются определенных норм и правил поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством, другие ( нравственные ) живут в обычаях, традициях народа, общества.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.«Воспитание как первостепенный приоритет в образовании.» ( Извлечение из концепции Модернизации Российского образования на период до 2010 года. )
Цель проекта.« Воспитание у учащихся готовности и способности жить нравственно, согласно законам и нормам коллективной жизни .»
Формирование у учащихся нравственных ценностей, духовной культуры.Создание у учащихся представлений о мире, обществе, в котором они живут.Вооружение учащихся знаниями о личности и коллективе, о нормах этикета и общения.Формирование коммуникативных умений, опыта их использования в разных видах деятельности и вне ее.Развитие творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность.
Обеспечение накопления у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретения нравственных представлений.
Педагогический коллектив школы.Учащиеся.Родители.Педагоги дополнительного образования.Общественность.
Кадровое обеспечение.Учебно – методическое.Информационное.
Этапы и сроки реализации проекта.
Организационно – подготовительный этап. Цель:Определить и проанализировать уровень воспитанности учащихся .Наметить пути формирования нравственного поведения.
Изучение психологической, методической и дидактической литературы по проблеме.Разработка диагностического пакета.Разработка программы «Школа вежливых наук.»Создание эмоционально – благоприятной атмосферы для учащихся.Объединение усилий педагогов, родителей, общественности в воспитании детей.
Формирование положительной мотивации к обучению; способности к социальной адаптации; первичного интереса к приобретению культурных знаний и ценностей.
Основной этап. Цель: развитие действенно – практической сферы учащихся, формирование способов и привычек поведения, воспитание сознательного отношения к нормам и правилам культуры поведения, их понимание и принятие.
Содержание.
Предполагаемый результат. Формирование у детей навыков культурных отношений, умения взаимодействовать в коллективе, быть социально – адаптированным.
Заключительный этап. Цель :провести диагностические исследования личности и коллектива учащихся.Содержание:1. Отслеживание результатов освоения программы.2.Выявление «уязвимых мест» в освоении программы учащимися.3.Систематизация материала по данной проблеме.
Предполагаемые риски. Риски:Отсутствие информационного пространства.Несформированность методической базы.Недостаточная подготовка педагога по формированию нравственного поведения учащихся. Решение:Создание информационной базы данных.Сформировать заказ учебно – методической литературы по данной проблеме.Организовать работу над самообразованием педагога по изучению методических рекомендаций.
Критерии эффективности. Функционирование «Школы вежливых наук.»Включенность учащихся действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях ( 70% и более ).
Механизмы получения информации о результатах проекта. База данных о воспитанности учащихся (мониторинг).Презентация деятельности педагога по данной проблеме на заседании ШМО, педсовете, семинаре и т.д.Творческий отчет учителя.
Используемая литература. Формановская. Вы сказали: « Здравствуйте .» Изд. Знание. М.,1987.Березина В.А., Виноградова Л.И. « Настольная книга классного руководителя.» Аст.Астрель. М., 2003.Захарова « Урок риторики.» Н.Ш. №9, 2003 , с. 42 -45.Зотова Е.С. « Формирование у учащихся культуры деловых отношений.» Н.Ш. №10, 2004 ,с. 52 -55.Бобинова С.В. « Воспитание культуры толерантности.» Н.Ш. №8, 2004, с. 76 – 78.