МДОУ Сараевский детский сад №1 Тема: Проектная деятельность в экологическом образовании детей дошкольного возраста. проект «Экология и мы» авторы: воспитатели Щелкунова Елена Павловна Шипилова Елена Викторовна
Актуальность проблемы Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Заложить любовь к Родине, родному краю, к родной природе, к людям, можно только к младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, проблема экологического образования дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста; воспитатели; родители.
Вид проекта: долгосрочный СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ – АВГУСТ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим миром и большим миром природы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сезонность
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления; научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. научить детей способам экспериментирования и исследования объектов природы; проводить простейшие опыты с природными объектами, используя связи между объектами природы; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы; организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края. воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Продукты проекта: макеты природных зон; стенды, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы; опытническая зона в группе; скворечники, кормушки; цветник, комнатные цветы, коллекции;
дидактические экологические игры, макеты; зеленая зона на участке детского сада; карта экологической тропинки; фоно и видеотека с познавательным материалом о природе.
Формы работы по реализации проекта: Наблюдения, экскурсии по родному поселку; создание самодельных книг о животных растений, животных, видеофильмов, презентаций, слайд шоу; познавательное чтение; “Уроки доброты”; конкурсы и викторины, КВН; продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; лаборатория (опыты и эксперименты); выпуск экологический газеты, день (неделя) “Волшебная экология души”; инсценировки и театрализации; экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. эколого-познавательные праздники и развлечения.
План действий по реализации проекта Срок Мероприятие Сентябрь - Экскурсии в парк поселка. Викторина «Знатоки природы». Аппликация способом отрыва «Деревья». Дидактическая игра «Узнай дерево по листу». Октябрь - Занятие «Растения родного края». Экологическая беседа "К природе с добротой». Экскурсия по экологической тропе. Дидактические игры «Что было бы , если птицы исчезли», «Назови птицу». Ноябрь - Консультация для родителей «Люби и знай свой край» . Беседа «Что ты знаешь о домашних животных». Экскурсия по родному поселку. Чтение художественной литературы «Зима на носу» Н. Сладков.
Декабрь Беседа о жизни диких животных «Как зимуют дикие звери». Игра – имитация «Изобрази животного». Чтение стихотворение о зиме. Акция «Сохраним зеленую красавицу» Январь Проведение эксперимента «Тает – не тает». Экологический десант «Покормите птиц зимой». Дидактическая игра «Перелетные – зимующие». - Занятие «Комнатные цветы – невиданной красы». Февраль - Конкурс детских работ из природного материалов Оформление папки – передвижки «Экологическая ситуация в Сараевском районе». Акция «Огород на окне». Посадка лука. Развлечение «Зимушка-зима».
Март - Беседа «Как вести себя в лесу». Изготовление экологических знаков. Занятие «Водоемы родного края». Дидактическая игра «Кто в лесу живет?» Апрель Операция "Подарок птицам" . Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада. Занятие «Живая и неживая природа» Познавательное развлечение «Птичьи заботы». - Знакомство с литературными произведениями: стихи о птицах. Май - Посадка цветника, уход за цветами. Посадка аллеи берез. Уход за саженцами. Наблюдение за насекомыми «Шестиногие малыши». Операция «Помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Июнь - Опытно-исследовательская деятельность на огороде. - Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем" . Выпуск экологической газеты. Драматизация сказки «Приключения Экоколобка» Июль - Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечение родителей к участию в фотовыставке. Составление гербария «Наши растения». - Проведение выставки коллекции увиденных животных ребенком (макеты, игрушки, фото, рисунки) в рамках личной презентации. Подвижные игры «У медведя во бору», « По лесной лужайке», «Бездомный заяц». Август - Викторина между старшими группами "Лучший знаток деревьев". - Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы." Дидактическая игра «Что в лукошке у Антошки?» - Сбор урожая на опытном участке детского сада.
Результаты проекта создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды; повышение уровня знаний по экологии у детей; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; изменения процентного соотношения в таблице параметров о представлениях детей об экологической культуре человека.
Представления детей старшего дошкольного возраста об экологической культуре человека Сентябрь Май владение правилами поведения в природе 32%; 45%; потребность в общении с природой 20%; 36%; убежденность в необходимости ответственно относиться к природе 20%; 31%; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы 12%; 54%; практические экологические умения 8%; 45%; интерес к экологическим проблемам 8%; 21%;
Участие в экологических акциях
Перспективы развития и распространения проекта ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА (ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ, ДОКУМЕНТАЦИЯ). ВЫПУСК «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ ДОУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА УРОВНЕ РАЙОНА.
ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ (МАКЕТЫ, ПЛАНЫ-СХЕМЫ, ; ВЫСТАВКА ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ (РИСУНКИ, ПОДЕЛКИ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ). ОТЧЁТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
Ресурсы проекта: Программа «Юный эколог» Николаева С.Н., Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию»и другая методическая литература по экологическому образованию. Уголок краеведения с материалами флоры и фауны Сараевского района: иллюстрации, макеты, коллекции, гербарии. Уголок природы. Цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада. Парк р.п. Сараи. Природное окружение для организации экскурсий и наблюдений: поле, луг, река. Опытническая зона в группе. Огород на окне. Библиотека. Видеотека материалов экологического содержания.