МБОУ СОШ п.Берёзовый Формирование исследовательских умений младших школьников через организацию учебной исследовательской деятельности Сулейманова О.А . учитель начальных классов первая квалификационная категория
Homo informatikus – «человек информационный» Учить Готовое знание Ученик Формировать образовательную среду Поиск знаний Обучающийся Исследовательские умения
«При разработке ФГОС второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» Асмолов А.Г Проблему обучения элементам учебного исследования рассматривали: А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Н.А. Семенова Авторитетное мнение
Исследовательские умения - умение видеть проблемы - умение задавать вопросы - умение вырабатывать гипотезы - умение давать определение понятиям - умение классифицировать - умение наблюдать - умение проводить эксперименты - умение делать выводы и умозаключения - умение структурировать материал - умение доказывать и защищать свои идеи
1. Мотивированность. 2. Психологический комфорт. 3. Учет возрастных особенностей. 4. Систематичность. Необходимые условия
авторская программа Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова Широкий выбор заданий в которых: ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения проблемы ребенок оказывается в ситуации выбора мнения подхода, варианта решения и т.п. ребенок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний Окружающий мир
наблюдения фенологические за животными рост и развитие растений Работы: «Язык кошек»,«Ядовитые комнатные растения», «Определение пола и возраста черепах», «Агрессивен ли домашний хорек» и др. изучение свойств воды, минералов, почвы изучение роста и развития животных работа с картами Работы: «Различает ли цвета морская свинка», «Газировка: польза или вред», «Все ли йогурты одинаково полезны» опыты, практические работы Окружающий мир
Включал в себя: выставку поделок из бересты, конкурс сказок фотовыставку, конкурс плакатов, конкурс чтецов и т.д. Общешкольный проект «Берёзкины недели»
к конкурс газет конкурс поделок конкурс сочинений Общешкольный проект «Зверьё моё»
Проект «Зимующие птицы» Исследовательская экскурсия
Развитие умений видеть проблемы: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого персонажа»,«Сколько значений у предмета», «Назовите как можно больше признаков предмета». Развитие умений выдвигать гипотезы: «Давайте вместе подумаем», «Упражнение на обстоятельства», «Найдите возможную причину события»,«Что бы произошло, если бы …». Развитие умений задавать вопросы: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете?», «Найди загаданное слово», игра «Угадай, о чем спросили», «Вопросы незнакомца». Развитие умений классифицировать: «Четвертый лишний», «Найти ошибки и их прокомментировать». Методики развития исследовательских умений
Положительная динамика развития исследовательских умений
Приемы : «Найди ошибку», «Пометки на полях» таблица «Знаю, Хочу, Умею», «Чтение с остановками», «Инсерт» и др Читательские умения: - вычленять главное из текста структурировать и преобра- зовывать информацию в схемы, таблицы делать выводы на основе прочитанного - сопоставлять информацию - работать со справочной литературой. Развитие умения обрабатывать информацию
Курс «Умники и умницы» НОО «Почемучки» Внеурочная деятельность
посещают внеурочные занятия не посещают Вывод: у 1 группы обучающихся более высокий уровень развития исследовательских умений Мониторинг уровней развития исследовательских умений
Конкурс агит-плакатов Флеш- моб «Мат- не наш формат» Проект «За чистоту русского языка»
Участие в конференциях НОО «Почемучки»
Школьный уровень: более 15 работ ( призеры и победители ) Муниципальный уровень: 10 работ (2 победителя, 2 призера 6 участников) Интернет - олимпиады по окружающему миру (2-3 класс): 14 участников, 9 призеров и победителей Выполненные работы
Спасибо за внимание!